Ну-с, кому интересно, что случилось с Форкосиганом во время учений и кому кого удалось в результате подставить?
Вот вам - всем, кто читает, - продолжение. Мой фик: времена вторжения на Эскобар, Эйрел и Иллиан, приключения, авантюра, драма, грязная политика, война и т.п..
Что было раньше:
1. Беседа в Зеленой Комнате.
2. Прощание.
3. Ночные размышления.
4. Неудавшийся обед.
5. На приеме у врача.
6. "Держи себя в руках, Эйрел!".
7. Каюта коммодора.
8. Дела медицинские.
9. Адмирал и лейтенант.
10. Мотив, способ и возможность.
11. Адъютантские беседы.
12. Контрстратегия, или Форкосиган проснулся.
13. Спарринг.
14. Вопросы и ответы.
15. Инструктаж для младших офицеров.
16. Совещание штаба.
17. Перед учениями.
И, наконец:
18. Номер четыре-восемь.
***
Приглушенный зуммер на пульте дежурного известил, что время очередного участника пошло. И передавшийся по комму резкий выдох Форкосигана подтвердил, что расчеты Иллиана верны и сигнал относился именно к нему. Теперь в течение получаса Иллиану предстоит слышать каждое шипение, реплику или ругательство, на какие сподвигнет Форкосигана тренировочное задание. Можно было расшифровывать их, как ребус: притоптывание тяжелых ботинок о палубу, щелчок захлопнувшейся лицевой пластины, короткая скороговорка под нос, когда Эйрел проверял состояние датчиков... Припоминая собственные действия полдня назад, Иллиан решил, что сейчас тот входит - влетает! - в шлюзовую камеру. Значит, минут шесть-семь, которые длится полный цикл, прислушиваться абсолютно не к чему.
Иллиан перевел внимание на Форратьера с кронпринцем. Те о чем-то горячо спорили: Джес вполголоса, Зерг - резкими выкриками. "... тот на конкуре барьеры брал, пьяный в доску!" - оживленно доказывал Зерг. "Говорю тебе, не справится!" - осадил его Форратьер. - "И вообще, давай потише". Иллиану этот разговор не нравился; впрочем, сейчас бы мало что, исходящее от этой парочки, пришлось бы ему по душе. Пришли дожидаться фиаско Эйрела? Думаете, он настолько пьян, что в собственных ногах запутается? Ох и неприятный вас ждет сюрприз, господа...
Лишь в тот момент, когда приглушенное ругательство в наушнике заставило Иллиана вздрогнуть, он понял, настолько задумался. Что там такое? Да нет, глупо дергаться. Мог же Форкосиган, скажем, элементарно споткнуться, выходя из гравиполя корабля в невесомость? Или еще прозаичнее: может, у него ухо зачесалось? Поэтому Иллиан прикусил язык, внимательно вслушиваясь в фоновые шумы комма.
Вице-адмирал Форратьер в ту же секунду полуобернулся к дежурному. - Коммандер, выведи-ка мне картинку с внешнего обзора, - нетерпеливо потребовал он. И огрызнулся на секундную непонимающую заминку: - С учений, откуда же еще?
Виртуозом в работе с командирскими каналами телеметрии Форратьер явно не был, однако управлялся с ними спокойно, полагаясь на опыт. "Паркетный адмирал", как и все посвятившие себя военной карьере форы, не избежал в молодости полевой службы. Плюс разумно не пренебрегал симуляторами, пока служил в штабе. Иллиан в очередной раз напомнил себе, что поведение истеричной испорченной дамочки - всего лишь одна из удобных масок Джеса, и недооценивать того не стоит.
Мелькание кадров с внешней камеры остановилось, показав, наконец, громоздкую фигуру на внешней обшивке крейсера и алый пульсирующий маячок в сотне метров от нее. А Иллиан и не подозревал, что вакуумный скафандр выглядит со стороны такой неуклюжей махиной. Выглядит? Нет, человек вовсе не передвигался вдоль корпуса, как их учили, мягкими длинными толчками от обшивки. Он... самым точным термином для идущего оказалось бы "ковылял". А парящий в невесомости походил на пловца, у которого судорогой свело ноги. Иллиан лихорадочно прокрутил в голове несколько кадров из учебного видео - картинка разительно отличалась. И уложиться в норматив про такой технике было бы затруднительно.
- Эт-то что? - брезгливо поинтересовался Форратьер, нажимая кнопку внешнего динамика. - Технический отсек, кто там у вас на обшивке кувыркается?
"Будто сам не знаешь", злобно подумал Иллиан.
Голос инженер-лейтенанта незамедлительно подтвердил: - Вышел номер четыре, сэр. - Пауза, перепроверка. - Коммодор Форкосиган.
- Коммодор? Что тогда он еле ноги переставляет? - картинно изумился Форратьер. - Пьян, что ли?
- Четыре-восемь, ответьте, - обеспокоенно вызвал инструктор. - Что происходит?
Из динамика раздался голос Эйрела, эхом отозвавшийся и в наушнике Иллиана: - Четыре-восемь. Ситуация под контролем. - Странно, по внешней связи голос звучал низко и протяжно, создавая иллюзию, что говорящий произносит слова с трудом. А в комме тембр и интонации Форкосигана оставались самыми обычными. Микрофон в передающем устройстве шалит? А какие еще неполадки обнаружатся в ближайшие минуты? Сигнал тревоги в подсознании Иллиана не просто включился: он уже вопил на полную громкость. Иррациональное желание вскочить и закричать во весь голос "диверсия!" делалось все сильней и сильней.
Надо выяснить, что происходит. Иллиан, бездумно катавший по пульту световое перо, неосторожно упустил вещичку под стол. С виноватой улыбкой нырнув за оброненным, он быстро шепнул в наручный комм: - Что случилось?
Секундная пауза - Форкосиган отключал внешнюю связь. И предельно краткое: - Избыток давления в левой штанине. Нога не гнется. На сколько отстаю?
- Тридцать восемь секунд, - без запинки считал Иллиан плавающие перед глазами цифры невидимого таймера.
Эйрел досадливо прищелкнул языком, но не стал тратить бесценное время на комментарии. - От маячка сразу дам импульс двигателями, - решительно подытожил он. - Отбой.
Вылезающий с добычей из-под стола Иллиан слегка покосился на принца с Форратьером - нет, те как сидели спиной, так и не повернулись. Оба ничего не заметили, изучая картинку на комм-пульте столь увлеченно, словно перед ними лучшее шоу года. Злорадные реплики командующих по поводу пьяниц на флоте Иллиан решил стоически пропускать мимо ушей.
Случайная поломка? В подобных вопросах Иллиан не верил в случайности. Гораздо разумнее быть параноиком и видеть в каждом бедствии происки врагов. Каким образом Форратьер смог приложить свою руку к эйреловскому скафандру, оставалось пока совершенно неясным, но в умозаключениях это роли не играло. Насущнее был вопрос, какая именно цель была сейчас для Джеса первоочередной: в очередной раз опозорить Эйрела перед командой мнимым пьянством или хоть на минуту лишнюю задержать его вдали от каюты? И если второе, что же сейчас там творится?
На экране фигура в скафандре, наконец, судорожными рывками добралась до маячка. Мигалка, сменившая цвет с алого на синий, подтвердила, что мимо контактной панели Форкосиган не промахнулся.
Телеграфного обмена репликами Иллиану хватило, чтобы понять, в чем дело и как поступит Эйрел. Скафандр устроен просто, но достаточно остроумно. В районе основных суставов (локти, колени, таз, плечи) его внутренняя поверхность выстлана механическими компенсаторами. При надавливании они втягивают воздух (точно губка - жидкость), стравливают давление и позволяют согнуть конечность. Но левый подколенный компенсатор у Эйрела не работает, и воздух внутри скафандра раздул штанину в негнущуюся трубу. Починить такую штуку на месте невозможно, нечего чинить - неисправный слоеный пирожок компенсатора просто переклеивается ремонтниками целиком. Эйрелу сейчас не просто тяжело передвигаться в невесомости "рыбкой", но вдобавок не удастся как следует оттолкнуться от обшивки. Придется сразу использовать расположенные за плечами маневровые двигатели. И сделать это надо предельно аккуратно: и не пожечь свое же судно струей пусть слабенькой, но плазмы, и нацелить сопло точно, чтобы импульс отнес от борта корабля, а не протащил прямо по нему. Впрочем, с этой техникой Эйрел должен управляться виртуозно; в хорошо отлаженном скафандре он и по посудной лавке проберется без потерь. У него есть даже шанс нагнать свое отставание за полкилометра полета, если рискнуть резко стартовать и тормозить.
Иллиан ждал этого резкого старта. Но никак не припечатанного металлическим грохотом вскрика, взорвавшего его наушник. Иллиан прихлопнул ладонью ухо, точно ужаленный. - Эйрел? - выдохнул он. Но даже если бы он сейчас заорал во весь голос, это вряд ли бы кто услышал. В рубке царила какофония. На комм-пульте пищал тревожный зуммер; из интеркома инженерный отсек вопрошал, что это был за удар по обшивке; инструктор в голос кричал: "Четыре-восемь, ответьте!". И всё перекрывал хорошо поставленный драматический вопль вскочившего с места Форратьера: - Да что этот алкоголик вытворяет?
Иллиан чудом не сорвался с места, чтобы бесцеремонно высунуть голову из-за плеча дежурного для лучшего обзора. Сощурив глаза, он выискивал на чужом экране хоть какое-то объяснение происходящему. Флюоресцирующие полосы и сверкающие катафоты скафандра, парившего возле маячка, были прекрасно различимы. Вспышек маневровых двигателей у него за плечами заметно не было. Неужели Эйрел без сознания? Да нет, шевелится. Просто одной рукой крепко уцепился за стойку. За покривившуюся стойку, следует отметить. Иллиан успел молча проклясть себя самого, их общий план, Форратьера, эйреловскую самонадеянность, идиотские учения и весь космический флот в целом, прежде чем через полсекунды услышал на общей волне голос Форкосигана, странно медленный и растянутый:
- Номер четыре-восемь - борту. У меня техническая неисправность, прошу приостановить отсчет. Эвакуации не нужно. Справляюсь своими силами.
- Вот - торжествующе вскричал Форратьер куда-то в сторону дежурного. - Видите? Мало того, что преступно пьян, так еще и лжет, пытаясь это скрыть. Неумело лжет, заметьте: ни у кого больше почему-то пресловутых неполадок, - это слово он выразительно подчеркнул голосом, - не случилось. Кстати, его хоть кто-то освидетельствовал, прежде чем наружу выпускать? Или положились, - презрительный смешок, - на слово Форкосигана?
Иллиан оцепенел, красный от стыда и злости. Хорош офицер безопасности - выпустил своего подопечного в вакуум в непроверенном скафандре. По правилам надо бы остановить учения и провести диагностику... только кто позволил бы лейтенанту устраивать переполох в инженерной части под предлогом, что лично он сомневается в исправности оборудования. На каких основаниях? Форкосиган - такая исключительная персона? Ах, сомнения в благих намерениях командующего? За одно подобное предположение старший бортинженер скушал бы Иллиана без соли и масла. Хотя если бы неисправность все же подтвердилась, то бортинжинер сам побежал бы мазать своим маслом себе... хм, да.
Но теперь-то что делать?
- Та-ак, - констатировал довольный вице-адмирал. - С прискорбием должен отметить: у нас ЧП, господа. Что будете делать с этим, - кивок на экран, - пострадавшим? Высылать за ним спасателей? Так он, чего доброго, буянить начнет. Отправьте-ка катер: подцепят тяговым лучом, и посмотрю, как он с этим сможет спорить. - Форратьер ухмыльнулся.
- Форкосиган доложил, что эвакуации не требуется, - начал было дежурный, прикрывая ладонью микрофон, но Форратьер моментально рявкнул на него:
- Какое мне дело, что он там нес? Исполняйте!
- Я выясняю у инженерной части, что сделать быстрее, сэр, - торопливо пообещал дежурный.
- Быстрее? - Джес хмыкнул и притворно мягким тоном выговорил: - Раньше надо было спешить. Учения уже сорваны, ущерб нанесен. - Он встал, склонился к креслу так ничего и не сказавшего Зерга. - Вашему Высочеству будет угодно созвать совещание по поводу инцидента?
- Да, - оживленно подтвердил кронпринц и тоже поднялся. - И немедленно. Вызовите ко мне в конференц-зал Форхаласа, Заровски и... кто там из инженеров? Пусть дадут объяснения насчет этого безобразия. И Форкосигана, как появится - туда же привести. В любом состоянии.
Оба двинулись к выходу. Иллиан незамедлительно повторил свой трюк с оброненным световым пером и, уже вылезая, услышал мягкое шипение закрывающейся двери. Ушли. Остальные обитатели тактической рубки либо были заняты своими делами по уши, либо считали присутствие офицера с серебряными Глазами в петлицах нормальным. Кто из них - человек Форратьера? Не важно. Если он и доложит своему патрону про Иллиана, это случится позже. А сейчас Саймон торопливо нажал кнопку комма:
- Эйрел? - тихо позвал он. - Ты ранен?
- Я - нет, - несколько раздраженно огрызнулся Форкосиган. Иллиан его не винил. Сам бы он на его месте просто монотонно и непрерывно ругался. - Скафандр - да, не в порядке. Одну ногу приходится волочить, а у двигателей черт-те-что с осью выхлопа: только пытаюсь их включить, меня тут же закручивает. И не уверен, что этим неполадки ограничиваются. Что у тебя? Докладывай.
- Твой скафандр, скорее всего, испорчен намеренно. Судя по всему, случившегося Форратьер ожидал. Тут же устроил громкий скандал по поводу пьянства и приказал выслать за тобой эвакуационную команду или катер. По всем расчетам, спасатели будут на месте минут через пятнадцать.
- Позорище, - мрачно подтвердил Эйрел. - А самому мне за это время до третьего шлюза никак не вернуться.
- Да уж, - согласился Иллиан. Еще бы: оказаться выловленным гравилучом, точно утопленник из речки, и быть доставленным прямо в руки форратьеровскому конвою - начальник охраны принца наверняка уже отрядил по приказу Джеса пару ребят покрепче для усмирения буйного Форкосигана. И хорошо, если не с сеткой-парализатором. Они должны его ждать прямо у шлюза номер три.
Стоп. А зачем им третий шлюз? Есть же и другие! - А если не до третьего? Все равно ты сошел с дистанции.
- Об этом я уже думал, - признался Эйрел. - Далеко мне сейчас не уйти, но до люка восьмого - буквально рукой подать. А толку? Близок локоть, да не укусишь. Он же заперт.
- Уверен? - вспыхнула у Иллиана на мгновение совершенно сумасшедшая надежда.
- Могу проверить. - Голос Эйрела звучал устало. - Только осторожно. Если выпущу стойку, меня может унести, а двигатели я включать не рискну.
Две минуты невнятных звуков - шуршания ткани, тяжелого дыхания, - и наконец разочарованное: - Заперт. Кончилось мое везение, Саймон.
- Кремальера не поворачивается? - зачем-то уточнил Иллиан. - Изнутри заблокировано?
Эйрел ответил печальным смешком. - Тут все проще. Обычный кодовый замок.
Ну да, стандартная процедура. За восьмым люком сейчас не ангар, а склад, значит, выход надо закрыть. Посторонним не пройти (а в бою и чужой абордажной команде - тоже); техники же, если надо, получат код от старшего бортинженера. Но старший бортинженер, в свою очередь, получает сейчас свою порцию скипидара у Форратьера, так что его не попросишь в порядке личного одолжения быстро поделиться ценной информацией. И тем более не убедишь с первого слова, что якобы нетрезвый Форкосиган не нарушит к чертовой матери герметичность трюма.
А время идет. И шанса вскрыть замок снаружи корабля за оставшиеся десять минут у него нет.
"А если не взламывать?"
Иллиан замер. Аккуратно вызвал в памяти картинку десятидневной давности. Вот он заходит утром в рубку, здоровается, пожимает протянутые руки, шутит - а где-то справа от него ночной дежурный загружает данные своему сменщику на резервный комм. Оперативный дежурный ведь имеет наивысший приоритет доступа? Теперь оставалось укрупнить смазанную картинку, сосредоточить внимание на пальцах, включить на своем собственном комм-пульте режим регистрации и медленно, тщательно ввести один подсмотренный символ пароля за другим. Только бы его не сменили в плановом порядке...
Не сменили. Служебная база данных гостеприимно распахнулась перед ним. А дальнейшее было уже делом техники и банальных навыков СБшного аналитика. Вот он, код от замка восьмого шлюза. Шесть цифр. Аварийный выход из чужой ловушки.
- Эйрел, - проговорил Иллиан неожиданно севшим голосом. Сглотнул. - Я буду диктовать тебе цифры, а ты постарайся не ошибиться при наборе...
"Долог путь до Эскобара..." Часть 18. Бета-версия.
Ну-с, кому интересно, что случилось с Форкосиганом во время учений и кому кого удалось в результате подставить?
Вот вам - всем, кто читает, - продолжение. Мой фик: времена вторжения на Эскобар, Эйрел и Иллиан, приключения, авантюра, драма, грязная политика, война и т.п..
Что было раньше:
1. Беседа в Зеленой Комнате.
2. Прощание.
3. Ночные размышления.
4. Неудавшийся обед.
5. На приеме у врача.
6. "Держи себя в руках, Эйрел!".
7. Каюта коммодора.
8. Дела медицинские.
9. Адмирал и лейтенант.
10. Мотив, способ и возможность.
11. Адъютантские беседы.
12. Контрстратегия, или Форкосиган проснулся.
13. Спарринг.
14. Вопросы и ответы.
15. Инструктаж для младших офицеров.
16. Совещание штаба.
17. Перед учениями.
И, наконец:
18. Номер четыре-восемь.
Вот вам - всем, кто читает, - продолжение. Мой фик: времена вторжения на Эскобар, Эйрел и Иллиан, приключения, авантюра, драма, грязная политика, война и т.п..
Что было раньше:
1. Беседа в Зеленой Комнате.
2. Прощание.
3. Ночные размышления.
4. Неудавшийся обед.
5. На приеме у врача.
6. "Держи себя в руках, Эйрел!".
7. Каюта коммодора.
8. Дела медицинские.
9. Адмирал и лейтенант.
10. Мотив, способ и возможность.
11. Адъютантские беседы.
12. Контрстратегия, или Форкосиган проснулся.
13. Спарринг.
14. Вопросы и ответы.
15. Инструктаж для младших офицеров.
16. Совещание штаба.
17. Перед учениями.
И, наконец:
18. Номер четыре-восемь.