четверг, 30 сентября 2010
Некоторые прочитавшие "Криоожог" говорят, что масштаб событий разочаровал, враги - ничтожества и вообще сама интрига недостойна Великого Майлза.... (это я утрирую, не принимайте на свой счет - просто в целом).
Мне кажется, тут есть пара соображений.
чуток спойлеров, если кто-то еще не прочелЯркий гениальный злодей в противопоставление такому же герою - это, мне кажется, свойство "романтических" текстов. У Буджолд такое встречается отнюдь не всегда. Иногда Майлз противоборствует с Кавилло, убийцей-ба или Гарошем, а иногда ему достаются в противники деревенская старуха, комаррские саботажники-интеллигенты или - вот как здесь - пара не слишком удачливых громил вместе с их начальством и одиозные радикалы у них на подхвате. Но мне кажется, дело не в высоте планки, которую Майлз должен взять, а в смысле происходящего.
В этом сюжете Майлз охотно идет на поводу у своих привычек. Видит проблему, обиженного, загадку - и наскоком пытается разрубить узел (хотя, кстати, по ходу периодически мучается совестью, что послали его сюда совсем не за этим, а аферу "Белой Хризантемы" он уже разрешил). И, что показательно, избавляется от проблемы безошибочно и с блеском. Только масштаб сложностей с "Новым Египтом" не требовал вмешательства целого Имперского Аудитора, как выяснилось в конце концов; здесь бы и лейтенанта Форкосигана с парой помощников для поддержки хватило. На двух громил и их придурка-шефа вообще достало Роика с парализатором. А зато Майлз задержался здесь на лишние пару недель, вроде бы, резонно восстанавливая справедливость... и быть может, не успел из-за этого попрощаться с отцом. "Дипиммунитет" и история с ловушкой ба преподали бывшему оперативнику Майлзу жестокий урок, что не стоит все делать своими руками. "Криоожог" - что его ресурсы вообще не безграничны и, делая одно, ты теряешь другое. Помните, как Корделия в "Барраяре" боялась, не заплатила ли жизнью Майлза за спасение Элис с младенцем Айвеном? Примерно та же диллема.
@темы:
CryoBurn,
Мысли вслух
Да, в этой книге мне очень понравился Роик. Консульские ребята тоже - хотя чуть меньше.
Помимо этого, на мой вкус, там очень майлзовый Майлз и стопроцентно достоверно изменившийся Марк.
а сейчас, все то, что он делал когда-то на нервах, теперь стало просто воспоминанием. Мне не очень интересно читать про словестные намеки о "том, как это было". Мне интереснее читать о том, как это присходило вживую, так сказать. А вживую для меня происходило все до Памяти включительно.
Вот взять тех злощастныъ мэрилакцев, ну просто приятно жеж читать, как он их оттуда вытаскивал. Сам процесс приятнее, чем то, как в последующих книгах об этом упоминают мельком, как великое достижение. Великое - нивапрос, но это всего лишь тень реального действия.
Вот и для меня Майлз в последних книгах - тень себя самого или как-то так. А детективное расследоваания "не оттходя от
кассыком-пульта" - это не то, это и спокойнее, и механистичнее.А дети-дети! как же я не люблю детей в таком количестве в подобных книгах!
Черт, меня несет.
То ли дело "Горы скорби"!
Экшн тут остается бОльше антуражем, чем целью. Книга больше про отношения и жизнь-смерть, но без перетягивания одеяла в сторону любовного романа, как это было с "Гражданской кампанией".
Но как и "Комарра" с "Гражданской кампанией" эта книга по многим элементам более женская, что ли, а не нейтральная и не подростковая - тот же фокус на детях и отношениях взрослых с ними.
Может быть дело в ом, что мне у Буджолд очень нравится развитие персонажей, изменение их во времени. И меня наоборот радует, что 40-летний Майлз - совсем не 20-летний Майлз, он действует и думает по другому, интересы и ценности у него чуть другие, и, соответственно, повествование получается другое. И то, что действие, экшен не выходит на первый план, а оставляет достаточно места для людей, их отношений, того, как на них отражаются события - я тоже считаю плюсом книг ЛМБ (может поэтому я реже, чем остальные книги, перечитываю "Ученика воина" и "Игру форов", там больше именно действия...).
А еще -- тут внезапно вспомнила, но я успеваю -- с днем переводчика Вас, jetta-e
Раньше у нее было более насыщенное событиями повествование. Да, допустим та же деревенская старуха, но это был целый мир, квинтэссенция жизни и ненависти. А тут прости господи - какое-то недоразумение, причем абсолютно невыразительное. Громилы - поневоле, убийцы - по случайности, "жадины" из криокорпораций - вяло бесстолковые. Бррр... вопрос не в том, что они мелковаты, а в том что они никакие.
И по мелочам - какое-то все здесь розовосопливое и шаблонное, и ребята, и зверята, и даже намек на любовь между Сато и Форлынкиным. Ужас. Кстати, все сцены с Джином - неотличимы от сцен с Никки ранее, он сам по себе неотличим практически по поведению от Никки, достаточно лишь заменить игрушки-космолеты на зверинец, и Майлз относится к нему абсолютно также. Итого, в серии начинаются самоповторения.
Разочаровалась я и в том, что не было никаких интересных разборов проблематики криотехнологий. Я почему-то изначально настраивалась не на активную книжку аля 20-летний Майлз, а на что-то философское про смерть и социум. И здесь пшик, никаких интересных для меня мыслей не прозвучало, никаких социальных конструкций описано не было. Итого - полное разочарование.
Jetta - Вам, конечно, огромный поклон за перевод