понедельник, 30 апреля 2007
Итак, оно произошло.
Я получила в свои жадные ручки
"Легенду о принце" и запустила плеер.
Ушла в погружение.
Слушайте прямые репортажи с места событий, то есть читайте апдейты к этой записи.
Впечатлена! Вплоть до потери связной речи, поэтому за телеграфный стиль извините.
Диск первый.Репортаж первый. "Ночь" и "Галерея".1. Юный принц. Хороший мальчик, уважительный, хоть и несколько нервный
Вообще разная интонация в разговоре с разными портретами слышится в музыке вполне отчетливо. "Ты был велик, ты был почти как бог - любимый деспот нашего народа..." (Private joke, ага). И "Размазан по орбите Эскобара" - совсем по-иному. Репортаж второй. "Юрий Безумный".2. Юрий. Как вещает, как вещает, как играет голосом!... Вплоть до этого вкрадчивого, почти сочувственного: "Да, мальчик. Эта правда тяжела..." Классическая "логика, основанная на ложных посылках". Либо при жизни безумный император был гениальным актером, либо посмертная нежизнь пошла ему определенно на пользу.
Ах, да. Переиначенная музыкальная тема из "Признака оперы" в проигрышу к арии пришлась очень кстати
. Репортаж третий. "Монолог Иллиана", "Прискорбно знать". 3. Когда Иллиан впервые начинает говорить - не петь, испытаваешь разочарование. Только потом доходит, что эта спокойная интонация рассказчика жизненно необходима, чтобы стереть смех призрака и представить новое действующее лицо. Эзар - тот, кого я так ждала, и в ожиданиях не обманулась. Голос с раскатистым "р", бархатной хрипотцой и властной энергией, которая покоряет с первой же секунды. "И на штыках пришел я к власти сам - мне не впервые грязная работа". Репортаж четвертый. "Вальс". 4. Вальс забавно распадается для меня на два разных впечатления - от музыкальной и разговорной части. Сам вальс безумно красив, в том числе дуэтом голосов. Вообще идея спеть вальс про эдикт о дуэлях - это надо было придумать
. "Смерть обыграет их в нечет и чет, и проиграшему проще..." Диалоги же - Карин надменна, раздражительна, такая дама а-ля "как правильно и пристойно", не та кроткая мученица, к которой мы привыкли. Но меня такая трактовка не раздражет. Иллиан - тон любезный, примиряющий, светский. Ха, этот товарищ и вправда мог уметь танцевать
Репортаж пятый. "Ваше высочество". 5. Ух, какое офигенное радостное многоголосье! Полное ощущение галдящей толпы. Гости льстивы, Карин в отчаянии, Джес фамильярно-ленив, Иллиан привычно досадует, Гришнов хитер, а Фортала - очаровательный юный идиот. И Зерг, голоса которого еще не слышим, объединяет весь этот винегрет в единое целое. "Не беспокоится наше Высочество тем, что для сплетен он повод дает". Репортаж шестой. "Любовь и меч". 6. Дуэт Карин и ее воздыхателя - очень страстно, красиво, с настоящей игрой голоса. И вполне реабилитирует Карин в моих глазах
. "Надежды ложны, мой сын - заложник проклятой власти". Она отнюдь не дура, и честна, и не совершает ни одного опрометчивого поступка, и верна своим обетам. Репортаж седьмой. "Клевета" и "Эзар умрет". 7. Логичный и дальновидный Гришнов со вкрадчивым голосом. Его монологи выстроены как карта наступления - никогда не думала, что можно спеть нечто вроде бизнес-плана
. Он знает по пунктам, что делать и сейчас, и потом. Зергом вертит, как хочет. "Нет, упрекнуть принцессу я не смею. Для этого нет повода... почти." В общем, выстроил практически ситуацию, известную нам по книжкам - "чтобы не один путь вел к победе, но все пути". Увы, прокололся. Репортаж восьмой. "Дуэль". 8. "Честь" - непрекращающийся восторг. Какая драйвовая вещь! Мало того, что лингвистический шедевр, обыгрывающий одно слово со всеми его идиомами, так еще и мелодия, под которую хочется встать и маршировать. "Честь по чести - как кровь по лезвию: стон клинка похоронной вестью.". Одно возражение - почему она такая короткая?!Диск второй.Репортаж девятый. "Ветер". 9. Трио Юрия, Зерга и Иллиана спето красиво, хотя текст несколько абстрактен. Что сказать хотели? Что жизнь - сложная штука?Репортаж десятый. "Графы". 10. Хор графов, вопреки ожидаемому трагизму, приятно напоминает переполошенное и оживленное кудахтанье птичьего базара. "Ах, что нам делать"? В конце концов они радостно провозглашают: "Для Зерга трон империи потерян навсегда!" - ощущение, что при этом еще и приплясывают.Репортаж одиннадцатый. "Отчаяние". 11. Зержик соло. Наконец-то. Родной племянник дяди Юрия - уровень демагогии так же блестящ, самооправдание так же непоколебимо. "Молва не знает жалости, и грязь досужих слухов липнет как проказа". В своем восприятии - белый и пушистый, красивый и авантюрный. "Ведь я еще способен выбирать, под чьи фанфары краше умирать". Голос чистый и яркий. Браво. Репортаж двенадцатый. "Живой и мертвый". 12. Юрий и Эзар. Сперва о музыке. Меня пробрало, как музыкальная тема Юрия - тема призрака, переходящая чуть не в гудящий инфразвук, - сменяется темой Эзара, спокойной и чистой. И уже о словах - как это получается диалог без диалога. Эзар призрака не видит-не слышит. Он говорит о том, что волнует его самого ("Добро придется сотворить из зла, и, значит, цель оправдывает средства"), с Юрием же он не спорит. И злорадство Юрия насчет якобы победы повисает в воздухе. Репортаж тринадцатый. "Прощание с Карин", "Колыбельная". 13. В голосе принцессы - попеременно гнев на супруга и нежность к сыну. Голос холодный, чуть звенящий, мне очень нравится. А Зерг... Как и все, что он поет в этой опере - очень страстно, перекрывая все рулады и чувства молодого Форталы, но для меня звучит за этой страстью какое-то хитрое самуничижение - "ну вот, видишь, как я страдаю? Простишь меня теперь?" Впрочем, нет. Судя по голосу, этот персонаж от начала и до конца верит во все, что произносит. Репортаж четырнадцатый. "Смерть Гришнова". 14. Потрясающе хорош наш министр политвоспитания, скоро покойный. Златоуст. Прелесть какой интриган. И то, что он скорее читает речитативом, чем поет, его только украшает. "Кризис правленья - это опасно: Грегор - младенец, вы же стары. Зерг не вернется, это ужасно…" Ути-пусеньки, какой заботливый...Репортаж пятнадцатый. "Последний дар". 15. Ударная ария Эзара. Это то, чего я ждала. И дождалась на 200%. Господи боже, какой Эзар! С какой силой он это спел, мороз по коже. Какой тембр голоса, напор, раскатистое "р". В такого нельзя не влюбиться
. Как у него голос почти молодеет, когда он вспоминает годы войны. И - "содрогнется в пламени Эскобар, алтарем предстанет - не эшафотом".Репортаж шестнадцатый. "Память". 16. Саймон. До того хорошо, что щемит сердце. Почтение, преклонение, честность перед собой. Понимание, чем был его император и что делал. "Себя он в память вкладывал мою, как до поры клинок ложится в ножны". Взгляд с вершины возраста, и почти любовно-горькое - "мой государь не узнает меня... " И у меня совершенно субъективное ощущение, что он доживает до этого момента только затем, чтобы все рассказать - и уйти вслед за Эзаром. "Память - мое возжиганье последнее, и в галерее царит темнота…" Завершающая точка всей оперы, и становится ясно - о ком она....
@темы:
опера <Легенда о принце>
1. Мне довольно сильно нравится, что по сравнению с первым вариантом текста (если кто его помнит) юный принц практически лишён хамства. Помнится, в первой версии он с Иллианом не очень вежлив. Здесь юноша максимум немного паясничает перед портретом Зерга. И то - попытка смеяться над своими страхами вызывает уважение. А это была именно она.
Private joke - хороша. Интересно, как её ЛМБ будут переводить? Или не будут?
2. Либо при жизни безумный император был гениальным актером, либо посмертная нежизнь пошла ему определенно на пользу.
Либо он сам искренне верит в то, что говорит, и оправдывает себя бессознательно. Слушай, а что ему, призраку, ещё остаётся? Когда в таком духе поёт ещё живой Зерг, это звучит противнее.
3. А мне понравилось с самого начала. А то распелся тут Юрий, понимаешь... А потом приходит Иллиан и почти прозаично его обламывает. Ни фига подобного, типа, никакого злого рока нет, есть только глупость и слабость человеческая. И то, как он представляет Эзара, тоже хорошо.
4. Карин действительно решили сделать неоднозначной - в "Вальсе" она неприятна. Выскомерна и... либо бестактна, либо настолько высокомерна, что Иллиан для неё вообще не человек - в его присутствии ляпает про "что-то много здесь простолюдинов развелось..." Потом становится ясно, что она, по всей видимости, раздражительна - потому что устала и высокомерна - потому что судит о простолюдинах по Гришнову. Но всё равно неприятно. А дуэт - да, красивый.
5. Добавить могу одно: мне и впрямь очень нравится, что сделали с Джесом. Вводить (пардон) его как есть неуместно, но то, что именно он утаскивает "высочество", за которое после этого отчаянно пытается цепляться Карин - намёк, на который вполне можно порадоваться. И абсолютно бесплатно!
И последняя реплика Саймона... Джетта, я бы сказал, что она релевантна соответствующему эпизоду той твоей трилогии. М?
6. Что сказать, кроме ППКС?
7. Гришнов. Ах, какая красивая гадость! Разводит принца, как котёнка: один кронпринц на ведро воды... При этом всё это его "Супруга не посмеет вас бесчестить… Я вам сочувствую, мой принц, о да!" - явно рассчитаны на человека со вполне определённым IQ. И Зерг его не разочаровывает, конечно. В отличие от Эзара - потом.) Но при том, что он хитрый и логичный - он, имхо, не очень умный. Правда, на принца его хватило. Но один вариант он всё-таки пропустил, так что план не так уж совершенен.
Но поёт он это правда хорошо. "Власть - это яд, это проклятье и страсть!"
Да, и впрямь, я всё искал этот эпитет: вкрадчивый. Забавно, мне показалось или в "Вашем высочестве" один из друзей принца передразнивает эту интонацию?
8. Ну, про это я уже писал. Пару для того, чтобы спеть это, подобрали великолепно! Юрий и Иллиан... что? Эзар? Хватит с Юрия и Иллиана.
Одно возражение - почему она такая короткая?!
Дык. Идиомы кончились!)))
9. Что сказать хотели? Что жизнь - сложная штука?
Ну, типа того. Что если бы Юрий не был психом, никто бы не сравнивал с ним Зерга, а если бы Эзар не пришёл к власти на штыках, не стояла бы так остро проблема гражданской войны... Честно говоря, мне это песня была для ловли аллюзий и ссылок на уже прослушанное, типа проверночных вопросов в конце пособия.
10. Ассоциация одна: "Гангрена, гангрена внушает тревогу, Отрежем, отрежем Мересьеву ногу! - Без заморозки, без заморозки!" (с) из оперы по "Повести о настоящем человеке". Говорят, реальные строчки, поётся тоже на довольно весёлый мотивчик. Я сам не слышал, но не верить оснований нет.
11. А это называется просто: Зерг, придурок! Мне понятно, почему самооправданием занимается Юрий: а что ему ещё осталось? Но этот пока живой. Почему Эйрела не тронули в аналогичной ситуации? И никто же не пожалел об этом потом! Думаю, не в последнюю очередь - ибо вёл себя по-другому. Как надо было себя вести? Как угодно, только не так! "Ах, какой я несчастный, я вынужден отвечать за свои поступки!" А подумать? А головой? Заранее?
13. А вот здесь обломали Зерга. Никто в его прекраснодушие не верит. Он изо всех сил старается казаться страдающим и благородным. А Карин ему не даёт, зараза! Казаться. Отсекая одну лазейку за другой. Причём справедливо. Так Зерг и улетает непрощённым. Доброго пути!
А "Колыбельная" - такая нежная вещь... В которой кроется ложь, о которой Карин ещё не может знать точно, но, судя по предыдущей песне, догадывается.
14. А вот тут я и скажу, что Гришнов не слишком умён. На Зерга его хватает, но то, что он творит потом... Ну... приходит к отцу, только что отправившего любимого (см. следующую песню) сына на смерть и начинает вкрадчиво рассказывать, как ему, болезному власти хочется, а ведь вы, мой император, всё равно вот-вот умрёте, да? Он настолько отвратителен, что... подозреваю, он пал жертвой жанра. В опере злодей всё равно может быть только оперным. Настоящий интриган играет на таких нюансах, которые трудно так просто распутать. Понимаешь, о чём я? И не зря, имхо, Гришнов здесь враг Зерга, а не Эзара - Эзара оскорбил бы такой противник. Это как дьявол не противник бога, а "враг рода человеческого" - до бога он не дорос.
Но в своём амплуа - хорош, хорош!
12, 15. ППКС. "Последний дар" ещё в стихах и в неполном варианте был хорош, но это...
16. Жду впечатлений по Иллиану. Как мне всё-таки стало грустно, когда он сказал: "Мой государь не узнает меня"... Вообще, у меня впечатление, что ту трилогию авторы точно читали!
Да! Кстати, да. Я тоже подумал, но забыл написать, что эта легенда о ком угодно, только не о принце. ))))))))))
Но не только про Эзара, а? Есть ещё и принцесса, и сам Иллиан... и принц, который, может быть, научится не слушать Юрия, как умел его прадед... Даже Юрий, Гришнов и придурок Фортала по-своему хороши... Только Зерг абсолютно никакой и бледный на фоне тех, кто для него, скажем так, якобы является фоном.
А это называется просто: Зерг, придурок! Мне понятно, почему самооправданием занимается Юрий: а что ему ещё осталось? Но этот пока живой. Почему Эйрела не тронули в аналогичной ситуации? И никто же не пожалел об этом потом! Думаю, не в последнюю очередь - ибо вёл себя по-другому. Как надо было себя вести? Как угодно, только не так! "Ах, какой я несчастный, я вынужден отвечать за свои поступки!" А подумать? А головой? Заранее?
А кстати, ответ на вопрос таков: дуэль - повод, но не причина. Недаром сначала звучит "мой сын страной не будет править", и лишь потом случается вся эта катавасия с дуэлью.
И нет, Зерг тут не никакой То есть как человек он ничтожество, хоть и блестящее. А как персонаж он - выпуклый, на своем месте. Живая аллегория инфантилизма.
А кстати, ответ на вопрос таков: дуэль - повод, но не причина. Недаром сначала звучит "мой сын страной не будет править", и лишь потом случается вся эта катавасия с дуэлью.
Вообще-то вопрос был риторический.
Хотя не факт, что это происходило в такой последовательности, если это в такой последовательности поётся. Типа, есть сюжет, а есть фабула.
И нет, Зерг тут не никакой То есть как человек он ничтожество, хоть и блестящее. А как персонаж он - выпуклый, на своем месте. Живая аллегория инфантилизма.
Так я и говорю - как человек. Честное слово, даже Гришнов мне нравится больше. (
Хмммм. Плохо ето. Ибо я живу в Киеве, но мне ж тоже интересно...
Если не трудно...
Во-1, я так поняла, что оперу пели на одном из ФорКонов, а потом сделали студийную запись? Если да, то неужели то выступление НИКТО не снимал?
Во-2, есть ли что-нибудь про реакцию самой ЛМБ? Ей переводили? А стихи оперы на англ переводил кто-нибудь?
(Извините за такой поток, просто она "ест мне моск". 2 дня подряд слушать в наушниках Честь в полной темноте в 2 часа ночи по нескольку раз...)
Перевода оперы на английский язык пока что нет. О чем я очень сожалею и хотела бы. Если бы кто-то взялся... Так что Лоис пока знает про сам факт существования оперы, но мне ничего не известно о том, чтобы ей кто-то переводил слова.
во всяком случае, я уже тренируюсь - на Маленькой дряни) - ибо её перевод меня не впечатлил
читать дальше