"На крышах Форбарр-Султаны шафранный закат померк..."
Открываю тему заново по просьбе Maya Tollie.



Дискуссия идет по форкосиганщине и только по ней. :)

Попытка истолковать все по Фрейду и девице Ленорман - только приветствуются.



Внимание!

Все попытки перевести ее на пожизненные обсуждения реальных

личностей, а тем более - стиль общения в дайри, будут безжалостно пресекаться.




Желающие могут запостить свои корректные комментарии сюда повторно (Taelle, особая просьба это сделать тебе).



Обсуждение здесь

Комментарии
05.11.2004 в 21:11

"На крышах Форбарр-Султаны шафранный закат померк..."
Отлично, но кого тогда предлагать? Не барраярца, не военного, не человека, занимающего отвественный пост... таких в книгах чертовски мало.

Может, такой список героев не случаен и соответствует именно той самой авторской позиции?
05.11.2004 в 22:35

лодки тонут в Чёрном море/пидорас в стране д'Артаньянов/Надо держаться, Корней!
Я просто хотела сказать, что мы немного не военные и не политики. Поэтому принцип, который совершенно правильно применяет Майлз Форкосиган, чтобы выползти из одной из тех ситуаций, в которые только он умеет влетать, не вполне применим для нашего быта.



Вот что. Как сказал ономнясь наш лектор, "о терминах не спорят - о них договариваются". Перво-наперво выясним, что мы подразумеваем под

1) проявлением боли (позорным)

2) непроявлением боли (героическим)

3) чужими людьми, перед которыми первое позорно, второе почётно

4) перед кем всё-таки можно открыться.

Без этого снова получим болтовню на тему "а был такой случай".



И ещё: ты считаешь Форкосиганов примером для людей их, скажем так, положения, или для всех вообще? Недостижимым или достижимым?



Я устраняюсь до субботнего вечера, но к тому времени хотелось бы увидеть ответы на эти вопросы... Иначе как и о чём спорить?

05.11.2004 в 23:34

sugar and spice and everything nice
Отлично, но кого тогда предлагать? Не барраярца, не военного, не человека, занимающего отвественный пост... таких в книгах чертовски мало.

Может, такой список героев не случаен и соответствует именно той самой авторской позиции?




Того типа, у дома которого Баз Джезек прятался на Бете? ;)



А вообще вот немножко моих комментов, относящихся к делу:



"Принцип-то верный, но для миров он или для героев, которых мы видим? Для Барраяра я еще поверю (хотя и там, возможно, кто-нибудь да станет по пьяной лавочке плакаться в кабаке. Пусть даже тот же Тьен - он тоже барраярец. Там не одни Форкосиганы живут); а как выглядит бетанский интернет? Нет ли там форумов, где можно жаловаться на жизнь? По-моему, вполне допустимая гипотеза, пусть даже для таких бетанцев, как Корделия и Бел, она вряд ли будет приемлема.



(ОТ: давно волнующий меня вопрос - пускают ли гермов на Афон? )



Почему я об этом говорю? Потому что герои книг - люди необычные; более сильные, более яркие, более мужественные (именно поэтому про них пишут книги). А героем может все-таки быть не каждый. Ими можно восхищаться, но все-таки, как гласят некоторые американские дисклеймеры, don't try this at home." - это как раз к последнему процитированному тобой комменту Майи.



И вот еще:



"А я не согласна, что болезни надо стыдиться. Не афишировать - безусловно, и лечить, но стыд - это уязвимое место, которое ты создаешь себе сам. Мне кажется, по-настоящему сильный человек способен оценивать себя объективно и исходить из того, каков он есть на настоящий момент, а не из того, каким ему бы хотелось выглядеть для других. (может, поэтому мне так нравится Этан. Мне кажется, он как раз из таких)" - это уже к вопросу о том, какой идеал в книгах вижу я (а Майлза как образец я не вижу ни в коей мере), и отчасти о том, что есть боль и перед кем можно открыться.



А вообще хотелось бы присоединиться к предложению Майи прояснить определения.
06.11.2004 в 06:07

лодки тонут в Чёрном море/пидорас в стране д'Артаньянов/Надо держаться, Корней!
Я ещё не вернулась. Я перед учёбой.



Майлз не образец и не модель поведения по многим причинам, объективным и не очень. Но это обсуждение тоже лучше вынести в отдельный топик. Типа "самое сложное - быть великим, когда ты не идеален".



хотя и там, возможно, кто-нибудь да станет по пьяной лавочке плакаться в кабаке

Оччень похоже на Эйрела из одного фика... Впрочем, достоверно мы этого не знаем.



(ОТ: давно волнующий меня вопрос - пускают ли гермов на Афон? )

Этан, помнится, размышлял, пустили бы герма на Афон или нет, и пришёл к выводу, что прецедентов не было, а если таковой будет, чиновники с ума посходят. Встречный вопрос? а чего герму на Афоне делать ;-) Но это тоже оффтоп в ожидании терминологии.
06.11.2004 в 10:48

"На крышах Форбарр-Султаны шафранный закат померк..."
А вот и мы. Термины :)

Попробую сформулировать, как я это понимаю.

Ух-х, все равно как реферат писать... давненько я этого не делала.



Само правило: "боль, физическую и душевную, на людях демонстрировать неприлично.".

Комментарий к правилу: неприличность того же рода, как неприлично говорить о своих болезнях.

Является ли это идеальным или реальным правилом: реальным.



Что такое посторонние люди, при которых неприлично?

Все, кроме:

- самых близких (членов семьи, лучшего друга). Для Майлза: родители, потом в разное время - его дамы (Элли, Катерина, в общем жены венчанные и невенчанные), опять-таки в разное время - Ботари, Айвен. Людей в таком списке можно "пересчитать по пальцам, не снимая ботинок" (с).

- профессионалов, предназначенных для лечения этих болей. Врач, психолог, священник и т.п..



Но то Форкосиганы, а то мы, обычные люди. Что может быть исключением из правила, "вышибающим пробки"? Действительно тяжелая утрата. Потеря близких (см. выше) - смерть, уход, предательство. Потеря работы или крах дела многих лет. Серьезная болезнь. В общем, все то, что, слава богам существующим и несуществующим, случается не у каждого и редко. Катастрофы. (Когда у человека нет никого близкого, с кем можно этим поделиться - это тоже из разряда катастрофических положений...)



PS "зоны анонимной поддержки", имеют ли они право на существование вне этих правил? Я лучше процитирую свой же старый пост:

"Нет ли там форумов, где можно жаловаться на жизнь? По-моему, вполне допустимая гипотеза, пусть даже для таких бетанцев, как Корделия и Бел, она вряд ли будет приемлема.

Нечто вроде нынешних земных Обществ Анонимных Алкоголиков и групп психотерапии, только в сети?

Теоретически должны быть, и много. Но под хорошим контролем СПЗ - потому что в эти места, как мухи на мед, должны слетаться энергетические вампирчики всех мастей или люди, получающие удовольствие, когда выводят собеседника из равновесия. Сетевая анонимность - страшный соблазн для нечистоплотности... И потенциальный источник вреда. Оттого подозреваю, что половина участников этих бетанских сборищ - дипломированные терапевты на жаловании."




То есть эти зоны по сути есть подвиды понятия "врач".

06.11.2004 в 17:02

sugar and spice and everything nice
В такой формулировке я с твоим правилом вполне согласна, как, мне кажется, и большинство воспитанных людей. Но вот когда переходишь на Форкосиганов... Экстремисты они, Форкосиганы. Напиваться в одиночку или блевать кровью в скафандр - это уже саморазрушение, а не сдержанность. Является ли зацикленность на сдержанности и, так сказать, видимой молчаливой силе, чертой именно барраярской культуры? (сила именно что видимая. Как минимум Майлз, по-моему, человек одновременно ужасно самоуверенный и - неуверенный. Неуверенный потому, что все время кем-то притворяется, будто считает, что такой, какой он есть, он не годится)
06.11.2004 в 19:11

"На крышах Форбарр-Султаны шафранный закат померк..."
Ну, в принципе, про Майлза в его юные годы я соглашусь - экстремал, который очень боится показаться тем, кем он есть на самом деле - семнадцатилетним пареньком. :-) Но это у него четко прошло.



Но зацикленность на сдержанности - это доминанта не культуры, а типа личности, который Буджолд выбрала/уважает. Вот казалось бы, Корделия, откровенная и даже болтливая по самое не могу - но ТОЛЬКО не про собственные проблемы. Разговор о них - всегда признак величайшего доверия, дружеского или родственного (см. Корделия и Марк, Майлз и Никки). Таким образом, вывод: статегия таить боль в себе является саморазрушающей лишь в том случае, когда отдушки для выхода энергии - близких людей - нет вообще. Ну а эта ситуация хреновая с любой точки зрения...
06.11.2004 в 23:23

Разберите Харру. "Границы бесконечности". Не военная, не политик, жуткий стресс.
06.11.2004 в 23:32

"На крышах Форбарр-Султаны шафранный закат померк..."
mkk:



Барраярка. :-)

Терпеливая, гордая, скрытная.



Туда же застрессованная прошлым замужеством, но рыдающая в тихом уголке Катриона, рожающая в антисанитарных условиях Элис... или принцесса Карин.
07.11.2004 в 02:11

sugar and spice and everything nice
То есть Барраяр все-таки производит больше людей с героическими, так сказать, моделями поведения?
07.11.2004 в 02:49

"На крышах Форбарр-Султаны шафранный закат померк..."
Героическим - сильно сказано, но барраярская модель действительно аппелирует к сильным личностям подобного рода. Правда... гм, на других планетах они тоже водятся. :-)
07.11.2004 в 10:26

"На крышах Форбарр-Султаны шафранный закат померк..."
Кстати о птичках...

Я вспомнила, почему написала этот тест персоначально и что хотела сказать (ну надо же, не прошло и года, а...)

И все всплыло по ассоциации со словом "героический". Вот. :-)



В обычной традиции (множества фиков, например, - вы же не забыли, где мы и о чем наши байки?) скрывание боли есть на самом деле поступок героический, обладающий самоценностью ("а вот я, такой, терплю нечеловеческие страдания, не дрогнув не единым мускулом на лице, и поэтому я крут!" рассуждает герой). В общем боль сама по себе - способ набрать очки и улучшить карму.



А тут, мне кажется, немножко по-другому. Переживание боли и умение ее терпеть связано не с героизмом, а именно со стыдом. И не за боль и ее (не)героическое (не)утаивание, а за ее причину. Боль - способ "очки потерять", показав миру вокруг, что сейчас ты слаб и тебя можно в эту слабость ударить. Причем "ударить" хоть по вражде, хоть из лучших побуждений - из жалости (см. Харра и староста Кейрел).



Вот из всего этого можно бы нарисовать интереснейшие ангстовые фики по Буджолд...



07.11.2004 в 15:50

sugar and spice and everything nice
Ну, поэтому я и сказала "так сказать героические" - имея в виду что-то вроде традиции "парни не плачут".



А что касается второго твоего поста... Интересная мысль. Я сама тут о чем-то таком думала - это отношение, конечно, куда более здравое, ибо рассматривает причину ситуации, а не боль, которая является ее следствием.



Тогда процесс взросления, скажем, Майлза, должен непременно включать осознание того факта, что кое-каких слабостей, типа его физического состояния, уже и стыдиться невозможно, потому что они все равно никуда не уйдут. (ведь при первом поступлении в академию он именно на этом пролетел)
07.11.2004 в 17:44

"На крышах Форбарр-Султаны шафранный закат померк..."
Таэлле, в общем, как по пословице: "дай мне, боже, силу изменить то, что я могу изменить, смирение терпеть то, что не могу, и мудрость отличить одно от другого". Майлз с возрастом стремится попасть в позицию, где его неустранимые слабости открыты, но неуязвимы и не являются источником боли (переживаний комплексов либо заболевания, мешающего работе).

07.11.2004 в 20:34

sugar and spice and everything nice
Майлза, по-моему, вообще спасает то, что он очень хорошо приспосабливается к ситуации и учится.



Если попробовать собрать в кучку мысли по поводу этой темы в разных культурах...



Барраяр: боль - это слабость, ее надо прятать (насколько тут сказалась партизанская ментальность, оставшаяся со времен цетагандийского нашествия?)



Бета: боль - это непорядок, ее надо лечмть.



Цетаганда: не знаю, может, боль - это генетическая ошибка? Что-то среднее между барраярским и бетанским подходом, имхо.



Джексон: скорее барраярский подход.



Афон: скорее бетанский подход, думаю.
07.11.2004 в 21:09

"На крышах Форбарр-Султаны шафранный закат померк..."
Ну а разве "прятать" и "лечить" - альтернативы? Лечат у одних, прячут от других.



Или имеется в виду "лечить - значит рассказать" по принципу старого доброго доктора Фрейда, помноженному на бетанский принцип открытости информации? Политически корректно, но психиатрически... м-да. Не уверена.

Вообще, есть ли на Бете понятие врачебной тайны, как думаете?
07.11.2004 в 22:37

sugar and spice and everything nice
Мне все-таки кажется, что барраярцы психологические травмы не лечат. Хорошо, если есть кому рассказать - вот тебе и лечение. А если некому? Что было бы с Эйрелом, если бы Корделия не прилетела - спился бы?



Что касается врачебной тайны - думаю, все-таки, да, хотя бы с ограничениями (при крайних случаях - типа угрозы государству и обществу). Наверняка мудрые бетанские психологи определили, что соблюдение тайны необходимо для того, чтобы пациент почувствовал доверие к доктору.
07.11.2004 в 23:40

"На крышах Форбарр-Султаны шафранный закат померк..."
Что было бы с Эйрелом, если бы Корделия не прилетела - спился бы?



Спился. Или по другому самоубился бы. И психиатр не помог бы - во-первых, гостайна, а во-вторых... Психолог лечит симптомы, но зачастую ничего не может поделать с их первопричиной, если та - не субъективна и не выдумана. Если причина проблем - неверное толкование ситуации, комплексы, обиды - тогда да. А если твоя собственная потеря чести, реальные основания не уважать себя, ой, все терапевты могут идти лесом, эти вещи человек решает только наедине с собою.



С другой стороны... мнэ-э... умирай Эзар на полгода раньше, предложил бы он неженатому депрессующему Форкосигану регентский пост? тайна сия велика есть. Но может, и да, и тогда он спасся бы не через любовь, а через работу. Как в первый и второй раз. Не знаю, могли бы его спасти взаимоотношения с отцом - они были уважающие друг друга, но давно очень чужие люди...



Кстати, о том самом фике - Эйрел пьет по-черному, но жаловаться на причины того, почему пьет, все равно начинает не бармену и прочим посетителям, а лишь своему давнему приятелю, сослуживцу и дважды-родичу. Другое дело, что, может, ему даже для этой откровенности нужно сперва надраться в дым, но это уже личные эйреловские тараканы в голове, а не общебарраярское правило.
08.11.2004 в 09:31

лодки тонут в Чёрном море/пидорас в стране д'Артаньянов/Надо держаться, Корней!
Эйрел пьет по-черному, но жаловаться на причины того, почему пьет, все равно начинает не бармену и прочим посетителям, а лишь своему давнему приятелю



Может быть, но разве такое поведение не выражение боли? Получается так, что неприлично только рассказывать, почему тебе больно... А вот это неправильно. Можно скрывать боль, но тому, кто уже заметил, говорить "всё в порядке" (что иногда воспринимается как "я тебе не скажу" - если человек видит, что всё не в порядке) - всегда ли это правильно?
08.11.2004 в 10:06

"На крышах Форбарр-Султаны шафранный закат померк..."
Может быть, но разве такое поведение не выражение боли?



Для барраярца-то?

Не обязательно.



"Для пьянства есть такие поводы: поминки, праздник, встреча, проводы, крестины, свадьбы и развод, мороз, охота, Новый год, выздоровленье, новоселье, печаль, раскаянье, веселье, успех, награда, новый чин...

и просто пьянство — без причин"
(с) Бернс
08.11.2004 в 10:15

лодки тонут в Чёрном море/пидорас в стране д'Артаньянов/Надо держаться, Корней!
Ага, Эйрел - просто горький пьяница...



Тогда это уже не непроявление боли, а маскировка. Один стыд (боль) маскируют другим (пьянство). Чтобы били не по больному, а по тому. что сочтут больным.
08.11.2004 в 10:31

"На крышах Форбарр-Султаны шафранный закат померк..."
А Эйрел действительно имеет с этим проблемы. ("У него слабая голова и пить он не умеет", как говорил кузен Падма). Полюс вспоминаем полугодовой запой на Кайриле. Только добрая женщина Лоис, видимо, не сталкивалась с этим прискорбным явлением пожизненно, отчего реанимировавшийся от затяжного запоя Эйрел может по-прежнему умеренно выпивать за обедом и не допускать рецидивов.



Но вообще пьянство в этом мире - это "малый грех", по нему даже бить как-то неудобно - занудой сочтут.
08.11.2004 в 10:35

лодки тонут в Чёрном море/пидорас в стране д'Артаньянов/Надо держаться, Корней!
То есть маскировка "большого стыда" (боли) малым, что ли? Тогда это чистой воды обеление себя! ;-)
08.11.2004 в 12:04

лодки тонут в Чёрном море/пидорас в стране д'Артаньянов/Надо держаться, Корней!
Только добрая женщина Лоис, видимо, не сталкивалась с этим прискорбным явлением пожизненно, отчего реанимировавшийся от затяжного запоя Эйрел может по-прежнему умеренно выпивать за обедом и не допускать рецидивов.



ОТ: кстати, я знаю человека, который в один период жизни пил именно что запойными темпами, потом женился, оборвал это безобразие и выпивает именно умеренно, по праздникам, и не очень даже любит это дело. Правда, я не видела, как он пил, меня тогда на свете не было, но говорят, правда...