"На крышах Форбарр-Султаны шафранный закат померк..."
Как устроен Барраяр?
Это система взаимных обязательств, скрепленных реальными действиями и внешне ритуальными формальностями.
Возьмем, скажем, полевую службу.
Солдат отдает свою жизнь в полное распоряжение командира.
Командир в ответ обязуется заботиться о солдате.
С точки зрения ритуала это означает, что он разделяет со своими солдатами физические бытовые неудобства (ходит на тренировки; носит форму, а не удобные домашние вещички; живет в стандартном помещении; не водит к себе баб и т.п..) Проще говоря - не пользуется привилегиями положения для собственных личных аппетитов. Сверх Устава.
С точки зрения реальной заботы, хороший командир старается минимизировать потери, заботиться о раненых, не рисковать жизнью и здоровьем солдата сверх необходимого и ставить мысли о работе на первое место. При этом бой может окончится победой или неудачей, это как повезет. Но - важны намерения и реальные усилия, к их исполнению приложенные.
Это как в религии. По большому счету, Богу все равно, что вы войдете в храм с непокрытой головой или съешьте кусок мяса в пост. Но жто формальное условие договора.
Точно так же брак.
Супруги должны заботиться друг о друге, исполнять реальные обязательства друг перед другом (деньги, дети). Они должны блюсти формальности (приличия) и не нарушать данных обетов. Будут ли они при этом счастливы - как повезет. Точная аналогия с выигранным боем. Командир ведет свой отряд куда пошлют; классический барраярец женится на той, с кем сговорен.
Моя ИМХА по конкретике. Джес Форратьер - негодный офицер, а его сестра - негодная жена.
Так как мы назовем человека, нарушающего эти условия?
Это система взаимных обязательств, скрепленных реальными действиями и внешне ритуальными формальностями.
Возьмем, скажем, полевую службу.
Солдат отдает свою жизнь в полное распоряжение командира.
Командир в ответ обязуется заботиться о солдате.
С точки зрения ритуала это означает, что он разделяет со своими солдатами физические бытовые неудобства (ходит на тренировки; носит форму, а не удобные домашние вещички; живет в стандартном помещении; не водит к себе баб и т.п..) Проще говоря - не пользуется привилегиями положения для собственных личных аппетитов. Сверх Устава.
С точки зрения реальной заботы, хороший командир старается минимизировать потери, заботиться о раненых, не рисковать жизнью и здоровьем солдата сверх необходимого и ставить мысли о работе на первое место. При этом бой может окончится победой или неудачей, это как повезет. Но - важны намерения и реальные усилия, к их исполнению приложенные.
Это как в религии. По большому счету, Богу все равно, что вы войдете в храм с непокрытой головой или съешьте кусок мяса в пост. Но жто формальное условие договора.
Точно так же брак.
Супруги должны заботиться друг о друге, исполнять реальные обязательства друг перед другом (деньги, дети). Они должны блюсти формальности (приличия) и не нарушать данных обетов. Будут ли они при этом счастливы - как повезет. Точная аналогия с выигранным боем. Командир ведет свой отряд куда пошлют; классический барраярец женится на той, с кем сговорен.
Моя ИМХА по конкретике. Джес Форратьер - негодный офицер, а его сестра - негодная жена.
Так как мы назовем человека, нарушающего эти условия?
Вопрос: тот, кто пренебрегает формальностями и сутью барраярского общественного договора:
1. свободолюбив и прогрессивен | 1 | (9.09%) | |
2. бесчестный предатель | 10 | (90.91%) | |
Всего: | 11 |
Джетта, нечестно так ставить вопрос!
Мой ответ "по обстоятельствам". Смотря в чём нарушает, смотря по какой причине и смотря как это сказывается на сути дела.
"Офицер должен идти куда пошлют" - согласна, на этом держится армия. "Человек должен вступать в брак с кем сговорен и не рыпаться" - нет, личная жизнь отличается от армии.
Нет-нет, человек не должен вступать в брак с кем сговорен. Я бы так ни за что не хотела.
Но та ситуация, где браков, кроме сговоренных, в природе не бывает, вполне может быть приравнена к армии, с общими выводами. Вот если он, как все вокруг, вступает в такой брак [далее по тексту].
"За ней ухаживали, она потеряла голову. Но, по-моему, не сердце. Она завела любовников, как делали это все вокруг. Оглядываясь назад, я понимаю, что она не испытывала к ним никаких чувств, кроме тщеславия и гордости своими завоеваниями".
Но хорошо, пусть с оговоркой - "сознательно и легко".
Драму Артура и Джиневры я понять вполне могу.
Блин. Барраяр - светское государство, а жаль...
jetta-e
А по сестре Эйрела я у себя уже высказалась...
Не согласен.
Что, на всём Барраяре ни одного холостяка, ни одной старой девы?
Эйрел ведь не только кормить жену обещал и детей ей делать. Он ее еще любить обещал и заботиться. И где?
Нет, любить-то, может, и любил, только видно не так и не тогда (гусары, молчать!), как надо было. Бывает.
А заботился тоже на свой лад, особо ее желаниями не интересуясь. Барраяр! Так что...
И потом - в реалиях Барраяра, где женщина приравнена к очень ценному, но скоту, просто-таки хочется сделать первому попавшемуся мужику ну хоть какую-нибудь гадость!
Поддерживаю женушку. Хотя бы за храбрость.
Матерая ИМХА.
Бывают, разумеется. Ну так и у нас мальчишки от армии косят.
Я бы, если честно, в такой брак вступать не хотела. Лучше бы одна всю жизнь прожила. Аналогично и в армию и силовые стуктуры не пошла бы (несмотря на любвь к мундиру), потому что слишком ценю свое право на самостоятельные решения, подчиняясь собственной же логике.
Но.
Даваайте зададим начальные условия задачи. Брак уже свершен и еще не расторгнут. Под давлением, в состоянии полной отключки, с горя, под влиянием пропаганды... но ты подписал(а) военный/брачный контракт. Как в этом состоянии прилично себя вести?
Надо по-честному с людями, честное слово... Например, не делать им того, что не хотел бы чтобы они делали с тобой. Вот кстати слово типичное вылезло - честно. Оченно богатое слово. А изменять мужу и родине - нечестно. Ну по-крайней мере так говорят...
И потом - в реалиях Барраяра, где женщина приравнена к очень ценному, но скоту, просто-таки хочется сделать первому попавшемуся мужику ну хоть какую-нибудь гадость!
Поддерживаю женушку. Хотя бы за храбрость.
Крупно и с особым цинизмом нагадить собственному мужу за то, что на Барраяре женщины лишены гражданских прав, - это, конечно, сильно...
Дамы, никто из вас случайно не сыпал супругу соли в чай в знак протеста по поводу падения курса доллара? Или мышьяку, если храбрости хватило?
***
Нет, если серьезно, об обязательствах в браке.
Что обещает человек, вступая в брак? Любить другого. То есть хранить верность, заботиться, помогать, не бросать в лишениях и опасностях.
Но даже в страшном сне не приснится, что брачная клятва включает в сеья гарантированное обязательство понимать. Угадывать тайные желания, врачевать душевные раны, быть добровольным психотерапевтом? Мужчины и женщины - слишком разный народ.
Если с этим повезет, как Эйрелу с Корделией - это счастье, выигрышный лотерейный билетик. И то такое случается у людей уже взрослых, лет 30 и старше, научившихся прежде всего понимать себя самого. Эйрел с Корделией, Майлз с Катрионой, Грегор с Лаисой - все, заметьте, выбравшие друг друга сами, а не сведенные в пару по чужой воле.
Но ждать понимания, умения догадываться по молчанию партнера о чужих проблемах в разнополой паре двадцатилетних в гендерно сегрегированном обществе?! Свят-свят-свят! Кто-то всерьез упрекает Эйрела в том, что он не сумел совершить это чудо?
Встреваю и комментирую с Вашего разрешения.
Лично мне кажется неэтичным не только, и не сам факт измены сестры Джеса.
Она же Эйрела просто подставила. Повредила его статусу, а в таком структурированном обществе, как Барраяр это похлеще супружеской измены будет.
Наставляла бы рога потихоньку...
Итак, как на Барраяре звучит супружеская клятва? "Любить другого. То есть хранить верность, заботиться, помогать, не бросать в лишениях и опасностях"?
Клятва "любить вообще" звучит глупо. Любовь, это ведь не какая-то осязаемая физическая величина, которая по желанию человека может остаться неизменной. Это... ну как еще одно живое существо. Может жить, гостить, уйти, умереть - всякое бывает.
Поэтому давайте не будем говорить о любви как о чувстве - этого обещать нельзя.
Поговорим о том, что конкретно может и должен делать давший эту клятву человек.
1. Хранить верность.
Вопрос: где граница супружеской измены? Мысли или тело? Если мысли - как определить, где еще вполне невинное восхищение красотой/умом/обаянием чужого человека, а где уже низя? Если человек хранит верность телом, мечтая при этом о другом/другой, это как, измена или нет?
Тело? Тоже ведь бывают варианты. Поцелуй в щеку - это можно, а в губы уже нет? А, скажем, тихо сам с собою, мечтая о другой женщине? Эротический сон с чужим мужем в главной роли, заканчивающийся оргазмом? Это как? Да мало ли что придумать можно. Вряд ли можно сказать, что вот генитальный контакт - это уже измена, а эротическая переписка - нет?
В моем понимании измена - это четкое, систематическое и сознательное жертвование отношениями со своим партнером ради других отношений, выходящих при том на первый план по уровню значимости. Можно изменить с человеком. С компанией друзей, днюющей и ночующей в доме несколько месяцев подряд. С интернетом - есть же и такие случаи. С ребенком - всем знакома ситуация, когда молодая мамаша напрочь забывает о муже ради дитяти, не в силу необходимости, а потому что неумная материнская любовь перебивает все остальное. С работой тоже можно изменить. С хобби - вспомним историю с филателистом, напрочь не помнившим имени собственной жены. Измены в физическом смысле может и не быть, но фактически это она и есть.
И если так, то ребята квиты - один с работой изменил, вторая ответила стандартным адюльтером.
2. Заботиться.
Что мы подразумеваем под заботой? Уважение к интересам другого, к его необходимостям и просьбам? Помощь в организации комфортной жизни?
В этом смысле тоже баш на баш. С точки зрения реальных физических действий один получил жену со всеми прилагающимися факторами вроде приданого, статуса, потенциального наследника, вторая аналогичным образом получила мужа.
А с точки зрения настоящей заботы? Кто-нибудь о ком-нибудь заботился в этом браке?
Может, и да - но явно недостаточно. Поскольку один постоянно на работе, постольку вторая недобирает всего: общения, внимания, возможности вместе, не торопясь, попить чаю, да просто возможности уснуть, обняв теплое и родное существо.
При этом первого все устраивает, раз он ничего не хочет менять. Так кто начал эту цепочку, а? Кто, грубо говоря, недодал, и недодавал серьезно и систематически? Я вот не могу себе представить картины, когда после первого же накрывшегося медным тазом семейного отдыха дама идет и изменяет мужу. А после стодвадцать первого - могу. Потому что ведь не только чаепития накрывались; брак на расстоянии - вещь печальная и тяжелая, и не все выдерживают хронический эмоциональный голод. Вот и она не выдержала - сколько можно лить воду в бочку с пустым дном? Муж не хочет/не может давать ей то, что ей нужно - значит, она будет искать это где-то еще.
Можно развестись. Только это ведь не делается с бухты-барахты, на это нужно решиться - а развод и в наше время - тяжкое испытание; в барраярских реалиях он вполне может совместиться с полной невозможностью устроить дальнейшую личную жизнь. После развода выиграет кто? Мужчина, которому и в браке неплохо. Да и потом, ну вдруг все как-нибудь само наладится? А пока не налаживается, можно и на сторону сгулять, осторожненько.
Не слишком честно, да. Ну так кто из нас не грешен? И кто, повторяю, начал эту катавасию - та, кто после долгих (минимум полгода, учитывая срок брака) попыток наладить отношения плюнула, наконец, и отправилась искать недостающее, или тот, кто, несмотря на клятву заботиться, до последнего не знал, что помимо еды и крыши над головой, любимая женщина хочет еще и участия? Ну давайте ее клеймить за это, дрянь этакую. Мужу на ее желания плевать с высокой горки, карьера у него занимает 90% времени, к жене он наезжает раз в месяц в лучшем случае, а она, сучка такая, не хочет впустую тратить годы молодости и красоты. Жжжуткое преступление.
3. Помогать, не бросать в лишениях и опасностях.
Помогать - это ведь не только картошку с базара тащить, верно? Когда человеку требуется помощь?
Когда он слаб. Беспомощен. Запутался. Не может справиться с собственной жизнью. Когда ему просто плохо, в конце-то концов!
И вот эту проверку Эйрел завалил с треском. Можно еще списать невнимание к собственной якобы любимой жене (что настоящей любовью там и не пахло, все понимают, да? Но ею с обеих сторон не пахло, так что тоже квиты) на обычную мужскую твердолобость. Но вот стряслась беда на двоих, именуемая изменой. Или просто увлечением. Или скукой/неудовлетворенностью в браке одного из партнеров. Что происходит в нормальных семьях, где двое действительно выполняют данное обещание?
Эти двое на минутку забывают о своих обидах и горестях и садятся разговаривать, пытаясь понять друг друга. Пытаясь понять, где они ошиблись и что теперь с этим делать, как эту ошибку исправить и стоит ли вообще исправлять.
Короче говоря, как нормальные взрослые люди, оба пытаются спасти из осколков хоть что-то. Понимая при том, что в проблемах брака ВСЕГДА виноваты оба, и тут не до выяснения, кто больше козел - тут надо помочь друг другу преодолеть тяжкий момент. А потом уже отрыдаться в подушку, отскандалиться, напиться, или что там еще.
Судя по тому, ЧЕМ завершился скандал, никакого конструктивного элемента в нем не было. Была серия взаимных обвинений и громогласное хлопанье дверью. Ну и выстрел еще был.
Вопрос: кто-нибудь тут видит хоть одну не-взаимность?
Изменили друг другу оба.
Недостаточно заботились друг о друге оба.
Не помогли друг другу оба.
Но только один бросил рыдающую любимую(?) женщину в беде (пусть даже заслуженной), не прислав к ней даже служанки. И понесся решать СВОИ проблемы.
Так кто из них первым нарушил супружеский договор? И кто оказался более безжалостен? И кому на кого было больше наплевать?
И, к вопросу о том, что брачная клятва не может включать в себя гарантированное обязательство понимать, угадывать тайные желания, врачевать душевные раны, быть добровольным психотерапевтом. Вот как раз нет никакой случайности в том, как хорошо Эйрел и Корделия понимали друг друга в браке. Они давали себе труд это делать. И понимали необходимость данной процедуры. На том и держались.
Гарантию ПОНИМАНИЯ дать никто не может. Но можно гарантировать наличие ПОПЫТОК друг друга понять.
Silent guest
"..Она же Эйрела просто подставила. Повредила его статусу, а в таком структурированном обществе, как Барраяр это похлеще супружеской измены будет.
Наставляла бы рога потихоньку...
Она и наставляла потихоньку. Если бы не ее братец, Эйри так и пребывал бы в блаженном неведении.
Она имела от мужа - офицера на действительной службе! - как минимум ровно все то, что получают ее подруги. Ее мать, сестры, тетушки. Которые, если потребуются, едут за супругом за задворки страны в гарнизон или по несколько месяцев ждут его из патруля. Иногда - не зная, вернется ли живой.
Так поступают порядочные женщины.
А непорядочные, живя при том в столице и не пропустив ни одного светского раута, развлекаются вдобавок "экстремальными удовольствиями", ага...
И не хочу об этом больше. Даже современную бабу, которая, если ее муж по работе станет ездить в частые командировки и ей придется ходить в кино с подругами, примется со скуки изменять ему с Василь Петровичем из соседнего подъезда и Гоги из ларька у метро, я посчитаю шлюхой.
Это при том, что измена в современном обществе и на Барраяре тех времен - две большие разницы.
Итак, как на Барраяре звучит супружеская клятва?
Примерно так.
"... любить его вечно и горячо, содержать в достатке его дом и собственность, пребывать подле него в опасности, нужде и смерти и направить руки внуков, возжигающих поминальное приношение его родителям".
Сразу уточню. Это вовсе не домострой. Не "сиди дома, рожай и не жужжи".
Патриархальная семья предполагает, что отношениями завязана не только и не столько супружеская пара, но два клана и несколько поколений. В доме одновременно живет куча родни, это не считая семейных слуг, компаньонок, оруженосцев и т.п... Интимность общения, которую в обычной семье супруги целиком направляют друг на друга, здесь "тонким слоем" размазана по всей этой куче народу. В таком доме жена, даже если муж где-то в отъезде, не остается одной - несчастной - чайку не с кем попить, так что этот аргумент тоже снимается.
Более того, здесь муж с женой не так часто видятся. И не спят вместе - как правило, у каждого из них своя спальня. Муж утром встает, одевает сюртук и галстук и только тогда выходит к завтраку. И никаких претензий жены "что ж ты не спишь теплый-родной-под боком".
Таким образом, оборотной стороной того, что в браке по договоренности родителей сводят чужих друг другу людей, является то, что они и в дальнейшем могут оставаться на дистанции друг от друга, а не становясь самыми близкими людьми. (А могут и полюбить друг друга, никто не препятствует). Но чувства в этом браке предполагаются не обязательно, они - личное дело супругов.
А вот что связывает патриархальных супругов накрепко - уважение. Уважение к формальным обязательствам, где четко прописано, что можно, а что нельзя. Например, жене нельзя даже оставаться наедине с посторонним мужчиной, тем паче изменять. А мужу нельзя не обеспечить неработающей жене достойное содержание.
А фантазии про "измену с работой", за которую надо отплатитить настоящей изменой, - это, извини, из бредней современной женщины. Каковой первая леди Форкосиган не была никогда.
Каждый человек от брака хочет чего-то своего. Мы же не под копирку деланы, да? Кому-то нужна дружба, кому-то ежедневный секс, кто-то мечтает о том, чтобы муж ведро выносил. Каждому свое.
И если МНЕ ЛИЧНО не хватает, к примеру, разговора за чаем на кухне раз в неделю, то мне, извини, плевать на то, что кому-то этот разговор на фиг не нужен. Если маме-сестрам-теткам хорошо в браке, который они заключили - это их личное дело. Мне от этого лучше не станет. Потому как у меня свои потребности есть.
Зачем волочь в семью общественные представления о ней же? Причем не законодательные - это понятно - а именно общественное мнение? На ком мой муж женат - на мне или на том, какой я обязана быть (и чего хотеть, и с чем соглашаться) по мнению нескольких десятков людей разной степени родства и маразма?
Тогда пусть и женился бы на тетках и бабках, и с ними уже договаривался бы.
А если муж даже не догадывается о том, что мне, дряни такой, еще чего-то и не хватает, и никакими силами ему этого не объяснить, так чего ж он хочет-то? Конечно, я буду пытаться что-то поправить. Но в одиночку это невозможно. В стопятнадцатый раз говорю: любая проблема в браке - проблема обоих. Если один эту проблему не замечает и не хочет замечать, то второй имеет право решать ее так, как если бы он был одинок.
Аллес. А как ты, или тетя Маша, или дядя Гоги будут меня в этом случае называть - ваши проблемы. Хоть горшком, хоть бл№№;ью, меня не касается. Я тоже много чего могу думать о бабах, которые уперлись в своей псевдосвятости и под нелюбимым мужем повинность отбывают.
Извинения.
Когда я говорю "чушь", я всего лишь изличне эмоционально оцениваю приписывание объекту из одного мира свойств такого же объекта из мира параллельного.
Если обидела, извини.
Ну пойми ты!
Я не тебя обсуждаю. Не твои воззрения на твой брак или брак твоих соседок. Упаси бог! И называть тебя никак не хочу, твоя личная жизнь - тоже твое дело.
Но давай объективно посмотрим на правила и нормы, которые были у барраярской фор-леди, выросшей в барраярской же культуре. Неоткуда ей было взять твои представления о допустимой измене с работой или с соседом, либо психологических потребностях близости в браке, за отсуствие которых можно мужа и серпом по яйцам. Ее "семья и школа" другому учила...
Поэтому давай говорить про ее мотивы по ее же предпосылкам.
Мне вот еще что интересно: барраярцы-таки клоны или как?
Каждый и каждая из нас имеют право выбирать, какую такую семью они хотят. Хотят "патриархальную барраярскую" - пожалуйста, если силы и финансы позволяют. Хотят гражданский брак - на здоровье. Да и официально оформленный может иметь массу вариантов - хоть по выходным встречайтесь, хоть виртом занимайтесь; тут уж как люди хотят и как договариваются.
На Барраяре такого нет. Всех под одну гребенку. Нет, то есть бывают исключения, но в целом особого выбора не предоставляется.
И вопрос - ну а если женщину НЕ устраивает стандарт этот? И при том она гораздо более ограничена в отношениях личного порядка? Ей тогда что делать-то?
Ты пишешь о том, что "...Интимность общения, которую в обычной семье супруги целиком направляют друг на друга, здесь "тонким слоем" размазана по всей этой куче народу...", но ведь женщине может, гадости такой, хотеться трындеть не со служанками, а именно с мужем? Ну вот наделил ее господь бурным темпераментом (я сейчас о характере, а не о сексуальности, хотя и это лыко в строку), ей тогда что? Радостно подгонять себя под общий образчик?
Конечно, по барраярским меркам девушку можно счесть непорядочной, и какая-то тетка-бабка-нянька так и сделает. Но мы-то с вами не на Барраяре, к счастью, живем, и странно, когда женщина(!) в 21м веке(!!) настолько безжалостно относится к попытке другой, слава те господи, выдуманной бабы жить НОРМАЛЬНОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНЬЮ. А не существованием на ограниченных правах любимой домашней скотины. Не прими за личный наезд, пожалуйста.
То есть я о чем? По моральным нормам Барраяра ее можно обозвать как угодно, но смысл будет ясен. Но по моральным нормам, скажем, древнего шариата мы обе с тобой обречены гореть в аду. И по нормам ортодоксального католицизма тоже. По нормам бабушки под моим подъездом за мини-юбку "надо ноги повыдергать"(с). А по нормам племени тумбу-юмбу нас вообще сожрать положено.
У тебя, у меня и тети Клавы из Урюпинска - у каждой свое представление о том, что есть моральный и аморальный поступок. Кое-где эти представления согласуются, кое-где нет, но есть все-таки относительно устойчивая мораль современного общества, в коем мы и живем.
Так вот неплохо было бы, давая личную оценку действиям того или иного персонажа, не забывать не только о морали того общества, в коем он действовал и жил, а еще и о современной. Иначе наше наличие в фэндоме вообще теряет смысл.
принято, проехали.
Я понимаю, что не меня лично, еще чего не хватало. Я... см. выше, короче говоря.
И могла она прекрасно взять эти желания. Ты пойми, люди везде одинаковы. Можно построить общество на законах Барраяра, можно построить общество на законах лондонского бедлама, но психика-то всегда психика, прорвется. Почитай Замятина "Мы". Нельзя безнаказанно ездить на социальном бессознательном; приходится платить и запретами (ох, не зря, не зря это табу сделали двойным!), и потенциальным взрывом...
На Барраяре такого нет. Всех под одну гребенку. Нет, то есть бывают исключения, но в целом особого выбора не предоставляется.
*озадаченно*
Видишь ли, как бы это попроще объяснить...
На тот момент в форскую культуру этот диапазон для выбора еще не проник. Он не запрещен. Его просто НЕТ.
Надеюсь, ты это сама понимаешь по нижеприведенной цитате:
"В моей касте браки по сговору практикуются почти повсеместно. И никого и не заставляют. Обычно браки устраиваются родителями."
И эта модель брака проверена опытом, ибо практиковалась на Земле в течении тысячелетий, а психологический парный брак есть новомодное изобретение 20 века...
Ты что думаешь, во время всех этих тысячелетий не было измен? Ловили, камнями побивали, запрещали - а все равно продолжалось.
Всегда попадаются люди, которых не устраивает предлагаемая обществом модель поведения. И всегда попадаются те, у кого бурный от природы темперамент не дает владельцу возможности держать себя под контролем всю жизнь.
Вот и девочка такая оказалась. Дружно объявляем ее бл№;;дью и на этом успокаиваемся.
А, нет - пардон. Еще каменюгами современной морали закидать можно. Отыскав соответствующий аналог законодательной системы где-нибудь среди племен Океании. Мы же современные умные женщины, найдем.
*пожимая плечами*
Мы вернулись к тому, с чего начали.
К договору и обязательствам.
Если твой (sic! "ты" в данном случае риторическое) бурный темперамент не соответствует требованиям брака, не вступай в этот брак. Или разведись. А пока находишься в браке - изволь себя блюсти.
Это же просто.
Я уж молчу о том, что не попробуешь - не поймешь. Она-то откуда могла знать, что все так обернется? Надеялась, видно, что все будет как у людей.
А развестись... далеко не всякая женщина при первых признаках супружеского неблагополучия решается на развод. Тем более в таком обществе, где она по всем статьям проиграет и общественным мнением получит по башке. И тем более сразу развестись, с нуля фактически.
Девушка поступила нечестно, но понятно. За свою ошибку расплатилась своей же, не чужой, кровью. А кого мы жалеем в результате? Эйрела, конечно.
Ей-богу, у меня просто руки опускаются от такого подхода. Ну оба же они были виноваты, ешшкин кот! Оба пострадали, только одна - конечно! Ну что, это я одна тут такая моральная уродка, что ее понимаю и по-бабски сочувствую, а остальные набрались сплошь святые, ни разу в жизни ошибок не делавшие?!
Все, ушла, не могу я больше.
Нет.
Я уже приводила пример, Донна Форратьер: развелась, никем в обществе за это не осуждалась, преспокойно выходила потом замуж еще дважды.
Более того, в статусе разведенной дамы - между браками -преспокойно имела отношения с любовниками. И с тепераментом у нее было точно не хуже. И с родными так же.
Но развелась она ДО того, как впрыгнула в чужую постель, а находясь в очередном браке, НЕ изменяла мужу. Вот и весь нехитрый алгоритм.
Так что кому несчастная девушка, а кому корыстная дурочка, которая попыталась меж двух стульев усидеть, не думая о том, что эти позорит сразу две семьи и смертельно оскорбляет мужа.
Такого ранга ошибок, наверное, никто.
Для меня аналогом было бы примерно нечто вроде "Муж ее вечно пропадал на работе, ей стало скучно, не хватило адреналину, она пошла грабить банк, сработала сигнализация, приехала полиция и, чтобы избежать позора, она застрелилась".