"На крышах Форбарр-Султаны шафранный закат померк..."
- Так, как играла ты эти последние дни, играют бродячие
актеры. Фальшиво от начала до конца.
- Фальшиво? Но я прочувствовала каждое слово! - Никогда
еще она до такой степени не вкладывала в роль самое себя.
- Мне неважно, что ты чувствовала. Ты утрировала, ты пере-
игрывала, не было момента, чтобы ты звучала убедительно.
Такой бездарной игры я не видел за всю свою жизнь.
Джулия поняла, что произошло. Она не сумела сдержать
свои эмоции, она выражала свои чувства.
(с) Моэм, "Театр"
Эпиграф очень в тему к тем небольшим абстрактным соображениям, которые у меня накопились. (По крайней мере, абстрактным до тех пор, пока некие тексты не покидают моего жесткого диска).
Часть из здесь собравшихся (большая, надеюсь) любит писать о выдуманных ими самими или по большой любви позаимствованных у создателей мирах. Естественное явление. А еще часть присутствующих любит в эти миры играть - живьем, по переписке, сами с собою или в кругу друзей. Эти множества народу пересекаются, причем довольно массово, на мой взгляд - создавая у человека почти обоснованную иллюзию, что это вещи сходные: берем персонажа, придумываем ему приключения и переживания, ведем в нужном направлении и т.п..
Между тем разница огромная. Игроку важно вжиться в шкуру и испытать эмоции. Чем сильнее - тем лучше. А пишущему, чтобы вещь была действительно хороша, ИМХО надо отстраниться от персонажа, сбить изображение накала эмоций, за исключения редчайших пиков, и не допустить в текст страстей в клочья: ни нарочитого ангста, ни умилительного взаимного облизывания. (Которое само по себе не является чем-то недостойным или нереальным-OOC). Та же разница, что в поведении актрисы в кругу друзей и на сцене перед зрителями. Но это не значит, что в одном случае человек открыт и искренен, а в другом - зажат и лицемерен. Просто с разной аудиторией говорят разными средствами.
И не является ли переизбыточная, неудачная эмоциональность многих фиков просто неудачной попыткой донести напрямую до читателя свою игру?
Я только не уверена, что сформулировала бы это именно так.
*ушел думать*
И опять же подумать надо. Но навскидку я согласна по всем пунктам...
Но ключевое слово - "предварительно". То, что фиксируется вживую, онлайн, в момент переживания чувств и то, что пишется по следам этих чувств в попытке донести понимание и переживание до стороннего наблюдателя - это разное.
Попробую на примере. На игре самоценностью является переживание эмоции, красота отыгрыша, острота личных отношений; оно подчиняет себе все - и выживание персонажа, и его планы на будущее, и общесоциальную адаптацию. Его мотивы мы немного подправляем своими собственными, помня, что игра кончится - и он исчезнет, а мы останемся.
Однако для живого человека - или героя книги, претендующего на то, чтобы таковым быть, - эмоциональное самовыражение не возглавляет, как правило, список приоритетов.
Тут еще отдельный вопрос - то, что в фанфиках порой разные персонажи получаются выписанными более или менее верно. Почему? Как раз потому, что мы по-разному их понимаем. А чтобы лучше понять, надо вжиться. Сыграть. Не представляю я, в общем, ИМХО, как писать, отстраняясь. А вживаясь, можно обойтись и без сопливых ангстов и прочих минусов.
Таэлле, какую музыку слушает, чем болел в детстве, сколько раз с парашютом в шлюз выпрыгивал
С удовольствием пообсуждаю.
ты только объясни: это твоя позиция на допустимое в игре, или твой пересказ/толкование моей?
В общем об игре: во время игры играют персонажа. То есть персонаж занимает все твои силы, верно? Он - цент и должен в идеале равняться "автору"
В хорошем повествовании персонаж не должен равняться автору, там автору равняется (или чуть меньше) - все произведение, и персонаж - его органичная часть. То есть он заведомо не погглощает все ресурсы автора и не должен на это претендовать, потому как в хорошем повествовании мы показываем не только замечательного героя, но и посредством его раскрываем тему произведения.
Если текст играет на персонажа - это отыгрыш его замечательного (дальше можете логически дойти хоть до мери-сью в худшем смысле).
Если персонаж играет на текст - это создание повествования.