"На крышах Форбарр-Султаны шафранный закат померк..."
Все мы тут с вами в вопросе сведущи - кто пишет фанфики, кто хотя бы активно их читает. Поэтому наверняка каждый имеет свое мнение относительно того, насколько фанфик может соответствовать оригиналу.
Варианта пуристского - "не писать о том, чего в оригинале не было" - не рассматриваем вообще, с ним все ясно.
Потом идет вариант "предпочтительней писать то, что стопроцентно стыкуется с оригиналом", то есть не противоречит авторскому видению, упомянутым деталям и зафиксированной в каноне линии развития. Мир идентичен.
Дальше идет изменение интерпретации - то есть попытка объяснить четко присутствующие в каноне факты с помощью другой трактовки. Вроде апологии отрицательного персонажа, или всяких фиков-"перевертышей". Мир тот же, точка зрения другая.
Следующее - это АУ - то есть берутся одна-две четко видные сюжетообразующие подробности, изменяются, и прослеживается, куда уведет тех же самых героев этот вариант вселенной. Мир, "отпочковавшийся" от авторского в определенной точке времени и отличный от него на линейно измеряемую величину - то самое событие-вилку.
И, наконец, вариант "берем героев, наполняем их тем содержанием, которое ближе нашей идее и настроению". Из исходного мира берутся те факты, что подходят, остальное игнорируется или переделывается. Мир параллельный со смещением, "кривое зеркало", причем иррегурярной структуры: никогда не угадаешь, что с каноном согласоваться будет, а что нет.
Что из этого для вас приемлемо читать-писать, а что нет? И от чего это зависит? (Скажем, от жанра: оба читанные мною текста опер по Буджолд, русской и английской, перемешивали исходные факты как угодно, но того требует драматургия, потому глаз не режет.)
UPDATE:
И вопрос в продолжение: каким термином надо обозначить последний вариант (это больше чем АУ и ООС, как мне кажется) и должны ли на этот счет неприменно стоять варнинги в шапке?
Опрос многовариантный. И, пожалуйста, ваши соображения в комменты.
Варианта пуристского - "не писать о том, чего в оригинале не было" - не рассматриваем вообще, с ним все ясно.
Потом идет вариант "предпочтительней писать то, что стопроцентно стыкуется с оригиналом", то есть не противоречит авторскому видению, упомянутым деталям и зафиксированной в каноне линии развития. Мир идентичен.
Дальше идет изменение интерпретации - то есть попытка объяснить четко присутствующие в каноне факты с помощью другой трактовки. Вроде апологии отрицательного персонажа, или всяких фиков-"перевертышей". Мир тот же, точка зрения другая.
Следующее - это АУ - то есть берутся одна-две четко видные сюжетообразующие подробности, изменяются, и прослеживается, куда уведет тех же самых героев этот вариант вселенной. Мир, "отпочковавшийся" от авторского в определенной точке времени и отличный от него на линейно измеряемую величину - то самое событие-вилку.
И, наконец, вариант "берем героев, наполняем их тем содержанием, которое ближе нашей идее и настроению". Из исходного мира берутся те факты, что подходят, остальное игнорируется или переделывается. Мир параллельный со смещением, "кривое зеркало", причем иррегурярной структуры: никогда не угадаешь, что с каноном согласоваться будет, а что нет.
Что из этого для вас приемлемо читать-писать, а что нет? И от чего это зависит? (Скажем, от жанра: оба читанные мною текста опер по Буджолд, русской и английской, перемешивали исходные факты как угодно, но того требует драматургия, потому глаз не режет.)
UPDATE:
И вопрос в продолжение: каким термином надо обозначить последний вариант (это больше чем АУ и ООС, как мне кажется) и должны ли на этот счет неприменно стоять варнинги в шапке?
Опрос многовариантный. И, пожалуйста, ваши соображения в комменты.
Вопрос: Что как правило может быть в хорошем (на ваш вкус) фике?
1. сохранение мира канона и "плавная стыковка" | 25 | (39.68%) | |
2. изменение оценки и точки зрения ("перевертыш") | 20 | (31.75%) | |
3. изменение нескольких сюжетообразующих фактов (АУ) | 13 | (20.63%) | |
4. отсеивание фактов канона по вкусу пишущего фик | 5 | (7.94%) | |
Всего: | 63 Всего проголосовало: 30 |
AU (Alternative Universe) – Альтернативная Вселенная. Иногда пишется A/U. Действие в какой-то момент так или иначе ответвляется от канона.
OOC – Out Of Character, “Не в характере”, персонаж фика ведет себя совсем не так, как можно было бы ожидать исходя из его описания в каноне.
Это общепринятая (для яой и слэш сообщества) терменология. Так что думаю вариант: "берем героев, наполняем их тем содержанием, которое ближе нашей идее и настроению" - и то, и другое.
А рейтинг - на мой вкус, если это только совершеннейший отход "в сторону" от канона. Скажем, если Зерг по каким-то причинам стал править на Барраяре, причем ещё и "женой" своей Джеса сделал.
На сколько я могу судить, именно в "шапку" ООС выносится когда изменения радикальные. Если это просто усиление какоей-то черты характера, да ещё и хотя бы немного обоснованние, то и черт с ним. А когда изменения идут такие, которые обосновать мало реально - тогда да, рейтинг прописывается.
Зерг:
... не погиб на Сергияре, а стал императором - это AU
... мучимый угрызениями совести, стал Грегору прекрасным отцом - это OOC
... был сверстником Джеса Форратьера и отбил его у Эйрела - это что?
Насчет четвертого варианта - я понимаю, что ты имеешь в виду. Я такие фики не отрицаю, я просто знаю, что при прочтении они ставят меня в тупик. Мне нравится видеть логику в построении фика - что автор изменил, чтобы сделать АУ... а если изменения нерегулярны, то возникает впечатление ООС.
Но, как я понимаю, ты спрашиваешь не "вообще", а в приложении к чему-то, что написала или планируешь написать, правильно? Я думаю, на самом деле, что тут все дело в таланте автора и любви к канону. Если они есть - а у тебя они есть - то можно нарушать любые правила, даже рекомендуется их нарушать - и результат будет отличным.
насчет хорошего, изящного с моей точки зрения варианта перевертыша - посмотри, например "Деву озера"
Э... я нужного варианта среди перечисленных не нашла.
Рассказами с другой точки зрения вроде мало кого удивишь, это в ГП вещь довольно обычная. Я отношусь к канону очень формально: то, что там написано, есть незыблемая данность. Но если чего-то не описано... или есть вариант описанное представить иным образом... вот этого дайте две.
Это какая-то такая игра с каноном: а как его можно извратить, не уходя в АУ?
Последнего (АУ-ООСного) варианта я в хорошем исполнении просто не видела, кажется... Или видела что-то такое давным-давно у толкиенистов.
Не, не знаю, что это за зверь и с чем его едят, если и характер не тот, и реалии не те, и события не туда -- просто не представляю, каким оно может быть.
В плохом варианте -- видела. Но там сразу на помойку.
Ну да, что-то вроде. Только "красиво" -- это когда совсем нет противоречий с каноном. Вот все наперекосяк, а возразить нечего, все факты остались на местах.
Что из этого для вас приемлемо читать-писать, а что нет? И от чего это зависит?
Я люблю читать тексты, написанные красивым образным литературным языком. Ценю оригинальный авторский стиль, т.е. автор должен проявлять себя - в языке, в уникальной точке зрения на персонажей. (Я считаю, что любой фанфикер пишет про СВОИХ персонажей, хотя по традиции в дисклеймере отдает собственность на них автору канона). Некая пристрастность и/или отождествление себя с персонажем - очень привлекательны. Еще важный критерий - психологизм, внутренняя логика характеров.
Если фанфик соответствует этим требованиям - я его прочту с интересом, неважно, будет он близок к канону или максимально удален от него.
В опроснике я выбрал вариант 4 (отсеивание фактов канона по вкусу пишущего фик), т.к. он дает фанфикеру максимальную свободу творчества. И к тому же, вариант 2 и 3 находятся в пределах 4, по-моему.
Зерг... был сверстником Джеса Форратьера и отбил его у Эйрела
- интересная идея
рассказ от "ранее не используемого лица" для меня не перевертыш
Перевёртыш не в смысле "плохие становятся хорошими", а в смысле... не знаю... меняется точка зрения, меняется повествователь, и мир меняется, вернее, что-то оказывается совсем не так, как казалось. Ури организовал свою резню, чтобы расчистить Эйрелу место к престолу. Корделия - бетанская шпионка, и никому от этого не плохо. Ну да, выверт какой-то, что-то оригинальное, но необязательно противоречащее авторскому виденью... бывают и просто идеи, от которых авторскому виденью ни жарко, ни холодно - не противоречит особо, но особо и не соответствует - вот это куда включается? Вот это для меня и бонус, в общем. Но всё остальное тоже приемлю. И вообще всё зависит от конкретной вещи.