Ниже под катом обсуждение сюжетных ходов в CryoBurn, одна несообразность и ее возможное разрешение.
Понятно, что запись выходит спойлерная, поэтому велкам под кат те, кто уже читал полный текст на английском
осторожно, спойлеры к последним главам книги
По результататам своего Аудиторского расследования, если вкратце, Майлз обнаруживает среди корпораций на Кибо-Дайни двух отдельных бяк:
№ 1. Белая Хризантема (далее БХ), которая строит планы планетарного финансового захвата и намерена откусить у Барраярской империи треть, в также по ходу обхаживает лично Майлза, заставляя его прикидываться идиотом (чего он весьма не любит). В лице Рона Винга.
№ 2. Новый Египет (далее НовЕ), который занимается локальным мошенничеством, скрывая информацию о недееспособности криораствора. Параллельно не брезгует шантажом, убийствами, коррупцией в широких масштабах, контактами с местными экстремистами. Довольно эффективен: вся история с разгромом группы Сато тому пример. Подкуплена полиция, суд и СМИ, и политическая активистка моментально "посажена в психушку за неправильный переход улицы". В лице Аниша Акабане.
То есть первый - большой враг планетарного масштаба, за которым Майлз, собственно, и охотится, второй же - местный бандит, хотя с хорошей мохнатой лапой во власти.
По результатам книги мы видим следующее, меня весьма обескураживающее:
- БХ пока никак не наказана, ловушка с комарскими акциями будет огранизована в относительно отдаленном будущем, а никакого удовлетворения в настоящий момент Майлз от потоптания врага не получил. Более того, попытки этим врагом манипулировать на месте у него провалились.
- зато НовЕ терпит примечательное фиаско, по ходу дела из могущественных мафиози превращаясь в жалких дилетантов, которые идут на похищение с голыми руками и без защитного снаряжения и у которых шеф лично "выезжает на дело", а обезвредить их боевиков удается просто Роику и Форлынкину.
Одни странным образом не получили воздаяния, на других в результате обрушился суперудар, не сравнимый ни с их реальными силами, ни масштабом их опасности.
А что если... если мы имеем дело ни с двумя врагами, а с одним? (чего в книге нет, но что напрашивается. Или я просто невнимательно читала?).
Если в книге есть один главный злодей - Винг, но тесно связан с Акабане - и знает все то, что знает тот? Может быть шурин, брат, кредитор, да мало ли кто. И Майлз в самом финале, после ареста последнего, этот факт выясняет (хотя почему-то не удосуживается сообщить читателям). Ну я не знаю, в лучших традициях мелодрам лицо у "египтянина" похоже на брата, или в бумажнике найдется фотокарточка жены - в девичестве мисс Винг... 
Тогда схема складывается прекрасно.
1) Понятно, отчего Винг так рвется на Комарру. Он точно осведомлен о наступающей катастрофе и хочет перевести активы в другое место. Кстати, и открытие Лейбера, и начало строительства филиала на Комарре хорошо совпадают по времени (18 месяцев назад).
2) Понятно же, почему он так решительно завернул Майлза с идеей обнародовать данные о мошенничестве, раз сам в нем участвует.
3) Именно Винг - та упомянутая в анализе Майлза "пятая колонна внутри БХ", которая хочет разорить ее и подняться на этом самим.
4) логично, откуда у него этот несчастный сфинкс, несмотря на слова Аиды ("наш глава департамента пришел слишком поздно, и ему _не досталось_"). Кстати, могли ли выследить местонахождение Майлза именно по сфинксу ("маячок")? Больно точно громилы НовЕ нашли в пустующем здании Лейбера и Сато.
5) и, наконец, злодей неизбежно засветится на судебном процессе и, таким образом, стандартным для ЛМБ образом получит рикошетом по кумполу в результате побочных действий Майлза, который с непонятной решимостью раскручивал дело Лизы Сато, хотя интересы Барраяра тут вроде бы не при чем. И предприятие на Комарре само сдувается как воздушный шарик.
6) а дилетанство Акабане объясняется, например, как раз тем, что он пытается провернуть операцию по возвращению Лейбера в тайне от подельников, включая Винга, и поэтому не располагает доступными ресурсами
@темы:
CryoBurn,
Мысли вслух
(Посол - думаю, это всё-таки посольство, финансово Цетаганда может себе его позволить - опальный гем-лорд, которого в такую тьмутаракань послали после какого-нибудь политического скандала. От беспросветной скуки, он решает дописать свою юношескую диссертацию по кросскультурной антропологии, благо перед глазами имеется прекрасный образец. Задействует посольскую систему поиска информации, проводит анализ... и концы у него с концами не сходятся. Это уже интересно. Начинает копать.
В результате на родину, вместо статьи об "уникальном социо-экономическом явлении", отправляется доклад в соответствующие инстанции. Там реакция: опять этому умник нашёл на свою голову новый заговор! Но просто проигнорировать рапорт нельзя, и в помощь отправляются затребованные послом аналитики: такие же "неудобные" или же обладающие излишком энергии и не в меру ярким воображением. С ними - новый военный атташе, гем-капитан, задачей которого является следить не столько за коварными криоолигархами, сколько за коллегами своими по посольству. Вроде "колонии прокаженных Форкосигана", только по-цетагандийски. Вот такая (или даже ещё более интересная) компания и пытается понять, что же происходит на славной планете Кибо-Дайни. И тут в сонном, до сих пор почти пасторальном консульстве Барраярской империи начинает твориться дивное...)
Эк меня занесло. Но простор для воображение действительно открывается необъятный.
Впрочем, если смотреть на построение сюжета, столь масштабный заговор не совсем вписывается в повествование. Здесь, по крайней мере если рассматривать всё с точки зрения "майлзоцентризма", очень логично выстраиваются именно две, никак не пересекающиеся между собой группы "злодеев". Причем лишь одна из них напрямую относится к аудиторскому расследованию.
С Новым Египтом и историей госпожи Сато Майлз связался исключительно по собственной инициативе, из личного любопытства и донкихотсва. Никакой пользы для Барраяра я там не заметила - и, по-моему, это сделано специально. Одним из самых сильных аккордов в финале было осознание, что, не отвлекись Майлз на чужие проблемы, покинь он планету раньше, то во время смерти отца вполне мог бы быть на Зергияре. Они успели бы поговорить и - чем чёрт не шутит? - Майлз мог бы оказаться рядом, когда это оказалось важным, мог бы оказать медицинскую помощь, сделать возможной хотя бы заморозку. Теперь ему придётся жить с осознанием "упущенных возможностей", со всеми этими "а если бы?", и "я больше не могу позволить себе не быть взрослым". Ещё одна веха, очень важная, на пути развития персонажа.
В целом, если рассматривать "CryoBurn" как книгу об Эйреле, а в сюжете, в персонажах в созданном мире видеть ещё один способ осмыслить его жизнь и смерть, то для масштабного заговора корпораций просто не остается места. Если же не ставить в центр "Вселенной Форкосинана" именно Форкосиганов, то - а почему бы и нет?
- зато НовЕ терпит примечательное фиаско, по ходу дела из могущественных мафиози превращаясь в жалких дилетантов, которые идут на похищение с голыми руками и без защитного снаряжения и у которых шеф лично "выезжает на дело", а обезвредить их боевиков удается просто Роику и Форлынкину.
А мне кажется тут есть логика. Майлз - не должен был карать БХ. И у него нет полномочий ее закрыть, Кибо-Дайни не в составе БИ (пока?).
Он сделал то, что ему поручил Грегор - провел разведку, собрал достаточно компромата и материалов для аналитиков. Долгосрочные планы БХ могут не случиться по сотне причин, главное, что они перестали быть тайными.
Ну и на фига все ломать и сокрушать? Он же не Марк времен "Танца отражений" ... Что делать с Кибо-Дайни - вопрос стратегический и не спешный.
А если даже Цетаганда может иметь с Барраяром точки соприкосновения для сотрудничества, то за пару десятков-сотен лет может все еще так измениться.
А вот активность Майлза в деле с местной "уголовщиной"... Ну а почему бы нет? Отдавал долг Джину и вообще, всем, кому должен. Он ведь щедрый, Майлз.
Хотя на фоне идеи Одним из самых сильных аккордов в финале было осознание, что, не отвлекись Майлз на чужие проблемы, покинь он планету раньше, то во время смерти отца вполне мог бы быть на Зергияре. - это да...
Это опять ЛМБ дает мощный удар по главному герою, как любит...
Почему же ошибке. Майлз в своем стиле - он спас Джина, спас его семью (а может, и всю планету). Что ещё оставалось - сказать детям "извините, у меня график" и отправиться домой? Все это приключение вообще вышло очень "в характере", оно прекрасно смотрелось бы в карьере адмирала Нейсмита.
Однако то, что благородное вмешательство в чужую жизнь стоило Майлзу последнего шанса увидеться с отцом - факт. Может, Эйрел умер бы после визита сына. Или прямо на глазах, и никто не смог бы ничего сделать. А может, действительно появился бы шанс. Мы не знаем. Майлз не знает. И это незнание останется с ним навсегда.
Потрясение действительно сравнимо по силе если не с иглогранатой, то с нейродеструктором, и автор говорит об этом совершенно прямым текстом. О том, что безбашенный Майлз после случившегося, наконец, повзрослел - тоже. Я, честно говоря, до сих пор не могу прийти в себя после этой книги. Самый сильный, самый емкий, самый многослойный финал, который мне когда-либо доводилось видеть в художественном произведении.
"ЛМБ дает мощный удар по главному герою, как любит..."
Да, лучше не скажешь.
"FYI, in the first draft, the book ended at the end of Ch. 20. The drabbles were added as a result of assorted outcries and gallopings off in wild speculative directions from my test readers, who refused to believe me when I told them, no, there is no more plot here at this time. But I noodled around with some notes, and over about a two-day period the sky opened, the Holy Spirit descended, and for once I had the mother-wit to grab a bucket.
I have reason to suspect the drabbles are going to be read very differently by readers new to the series with this book, and old series readers. New readers may well find them mostly incomprehensible. But they weren't written for them."
И ещё:
"Re: post 20, I added the epilogue in part because my test readers were imagining all sorts of wild assassination/action-adventure/war/Miles-investigates scenarios, that were simply not what I wanted blooming in people's heads at this time. I had to rein them in before they tried to railroad me into their ideas of assorted sequels, to be written instantly if not sooner. It happens *this* way, dammit. *Settle!*
There may be a book in the future of Miles coming to terms with his new and unwanted identity, but it's not this book. And most definitely not now. Perhaps, like Komarr and ACC, the theme needs divided into two parts, with different tones and focuses, not to mention settings and casts. "
(из дискуссии в Baen's.bar)
Я очень, очень надеюсь, что Лоис Будждольд всё же напишет эту парную "CryoBurn" книгу, в которой Майлз осознает смерть отца и свою новую, нежеланную роль. Потому что одной главы здесь не достаточно. Просто мало. Даже если никакой вины, по авторскому замыслу, за Майлзом нет и быть не может.