"На крышах Форбарр-Султаны шафранный закат померк..."
Я уверена, что из всех форкосигановских романов "Джентльмен Джоул и Красная Королева" (далее, для компактности, ДжДж) ближе всего к классическому любовному роману. Гетеросексуальному, естественно.
Единственное его содержание составляет сближение мужчины и женщины, проходящее по всем банальным канонам: сначала мужчина только мечтает о ней, потом, к ее удивлению, признается в любви, после этого они становятся близки, сперва втайне, затем эту тайну узнают последовательно охрана, знакомые, родственники и вообще все вокруг, минует неизбежная стадия принятия этих отношений родней и, наконец, они двое полностью меняют свою жизнь, чтобы быть вместе и растить детей.
Это, пожалуй, первый роман Саги, где любовные отношения составляют единственный сюжет. В "Осколках чести" была еще эскобарская война, в "Комарре" заговорщики, в "Союзе капитана Форпатрила" поиски бабулиной лаборатории. Здесь же все остальные события являются обстоятельством/фоном, но не действием. В этом нет ничего такого криминального, и все же надо признать, что вся книга сосредоточена на том, как Джоул и Корделия находят друг друга. И процесс этот показан подробно, откровенно и пунктуально. Все остальное - постольку поскольку, включая сцены профессиональной деятельности. Единственный явно связанный с работой сложный конфликт проистекает опять же не из работы, а из построения их новой семьи.
И вот, на фоне этой безусловной торжествующей гетеросексуальности в романе всплывает тема совсем иных сексуальных отношений. Поданное читателю практически как аксиома уверенное знание о том, что Эйрел с Джоулом множество лет подряд были любовниками с санкции Корделии.
Бомба? Которая сделала "бумм!" или всего лишь "пш-ш"?
Поймите меня правильно, в книгах ЛМБ эта тема меня всегда радует, но здесь все же кажется довольно странно поданной. Особенно когда читатели начинают говорить "книга-то про голубых, фу-у" - тогда я внимательно перечитываю книгу в попытке сосчитать, сколько раз этот факт упомянут и как подробно. И... выходит почти никак. Очень мало чувственности, сопряженной с этой темой, упоминания поверхностные типа "были любовниками", ни одной мысленной "живой картинки" Эйрела крупным планом, даже самого невинного вида; тогда как сама Корделия в полотенце, а затем и без него, всплывает в мыслях Оливера Джоула уже во второй главе. И даже этих упоминаний всего полдюжины на книгу, они бы могли уместиться на одну страницу, если собрать их в кучку. То есть, если подвести итог: упомянуто, не рассказано, не показано.
Тогда - зачем упомянуто?
Напомним себе, что у нас классический любовный роман, значит, этот факт должен "играть на что-то" для двоих главных героев и их отношений. И вот тут я теряюсь в догадках. Показать, что брак Корделии был не так уж идеален? На бис исполнить ее мечту полностью завоевать сердце бисексуала? Привязать Джоула к Форкосиганам заранее крепко-накрепко? Дать Корделии моральную санкцию полюбить другого мужчину - уж если ее муж давным-давно сделал это?
Ах да, на этом факте основывается интрига с детьми Джоула и Эйрела. Но проблема в том, что эти дети... вовсе не двоих, а троих родителей сразу. Такие эмбрионы, как ни крути, делаются из генного материала троих человек (не забываем митохондриальную ДНК женщины). И Корделия активно хотела поучаствовать в их зачатии, "любые дети от Эйрела - только с моим участием, никак иначе"; в противном случае она бы отдала Оливеру генный материал без всяких условий, посоветовала бы ему взять безъядерную клетку из генного банка от анонимной донорши, и дело с концом. Это было бы логичней с точки зрения чистой медицины, это не ограничивало бы Джоула шестью рискованными попытками, но символически это бы исключало Корделию из процесса - а она своего мужа не отдает, даже в такой опосредованной форме. Или, как вариант, она не "не отдает Эйрела", а "не отпускает Джоула", вручая ему подарок с жестким ограничивающим условием и направляя его к своему персональному врачу для дополнительного контроля.
Кроме того, о чем я уже говорила ранее в отношении ДжДж, сама мечта Джоула о детях представляется мне внедренной в его мысли извне: до предложения Корделии он вел замкнутую жизнь интроверта, в свою квартирку почти никого не впускал, детьми (даже собственными племянниками) не интересовался совершенно и не имел абсолютно никакого опыта близкой заботы о другом живом существе. Забота адъютанта о командующем как бы не в счет. И это еще больше усиливает символические права Корделии на Джоула: она с ним не только детей намерена сделать, она еще и идею ему оплодотворила и внедрила в мозг... и, кстати, это очень хорошо подтверждается тем, что при мысленном переходе на тревожные для всякого холостяка подробности воспитания детей Оливер сразу утешает себя мыслью "Корделия в предмете разбирается, она поможет, покажет и найдет опытный персонал".
Итого, мы видим безусловную победу Корделии над своим покойным супругом в борьбе за ценности и цели Джоула и такое же безусловное доминирование Корделии над самим Джоулом. Потому, простите великодушно, я вижу не "роман с гомосексуальной линией", а роман, где гомосексуальность побеждается женским началом с разгромным счетом...
Единственное его содержание составляет сближение мужчины и женщины, проходящее по всем банальным канонам: сначала мужчина только мечтает о ней, потом, к ее удивлению, признается в любви, после этого они становятся близки, сперва втайне, затем эту тайну узнают последовательно охрана, знакомые, родственники и вообще все вокруг, минует неизбежная стадия принятия этих отношений родней и, наконец, они двое полностью меняют свою жизнь, чтобы быть вместе и растить детей.
Это, пожалуй, первый роман Саги, где любовные отношения составляют единственный сюжет. В "Осколках чести" была еще эскобарская война, в "Комарре" заговорщики, в "Союзе капитана Форпатрила" поиски бабулиной лаборатории. Здесь же все остальные события являются обстоятельством/фоном, но не действием. В этом нет ничего такого криминального, и все же надо признать, что вся книга сосредоточена на том, как Джоул и Корделия находят друг друга. И процесс этот показан подробно, откровенно и пунктуально. Все остальное - постольку поскольку, включая сцены профессиональной деятельности. Единственный явно связанный с работой сложный конфликт проистекает опять же не из работы, а из построения их новой семьи.
И вот, на фоне этой безусловной торжествующей гетеросексуальности в романе всплывает тема совсем иных сексуальных отношений. Поданное читателю практически как аксиома уверенное знание о том, что Эйрел с Джоулом множество лет подряд были любовниками с санкции Корделии.
Бомба? Которая сделала "бумм!" или всего лишь "пш-ш"?
Поймите меня правильно, в книгах ЛМБ эта тема меня всегда радует, но здесь все же кажется довольно странно поданной. Особенно когда читатели начинают говорить "книга-то про голубых, фу-у" - тогда я внимательно перечитываю книгу в попытке сосчитать, сколько раз этот факт упомянут и как подробно. И... выходит почти никак. Очень мало чувственности, сопряженной с этой темой, упоминания поверхностные типа "были любовниками", ни одной мысленной "живой картинки" Эйрела крупным планом, даже самого невинного вида; тогда как сама Корделия в полотенце, а затем и без него, всплывает в мыслях Оливера Джоула уже во второй главе. И даже этих упоминаний всего полдюжины на книгу, они бы могли уместиться на одну страницу, если собрать их в кучку. То есть, если подвести итог: упомянуто, не рассказано, не показано.
Тогда - зачем упомянуто?
Напомним себе, что у нас классический любовный роман, значит, этот факт должен "играть на что-то" для двоих главных героев и их отношений. И вот тут я теряюсь в догадках. Показать, что брак Корделии был не так уж идеален? На бис исполнить ее мечту полностью завоевать сердце бисексуала? Привязать Джоула к Форкосиганам заранее крепко-накрепко? Дать Корделии моральную санкцию полюбить другого мужчину - уж если ее муж давным-давно сделал это?
Ах да, на этом факте основывается интрига с детьми Джоула и Эйрела. Но проблема в том, что эти дети... вовсе не двоих, а троих родителей сразу. Такие эмбрионы, как ни крути, делаются из генного материала троих человек (не забываем митохондриальную ДНК женщины). И Корделия активно хотела поучаствовать в их зачатии, "любые дети от Эйрела - только с моим участием, никак иначе"; в противном случае она бы отдала Оливеру генный материал без всяких условий, посоветовала бы ему взять безъядерную клетку из генного банка от анонимной донорши, и дело с концом. Это было бы логичней с точки зрения чистой медицины, это не ограничивало бы Джоула шестью рискованными попытками, но символически это бы исключало Корделию из процесса - а она своего мужа не отдает, даже в такой опосредованной форме. Или, как вариант, она не "не отдает Эйрела", а "не отпускает Джоула", вручая ему подарок с жестким ограничивающим условием и направляя его к своему персональному врачу для дополнительного контроля.
Кроме того, о чем я уже говорила ранее в отношении ДжДж, сама мечта Джоула о детях представляется мне внедренной в его мысли извне: до предложения Корделии он вел замкнутую жизнь интроверта, в свою квартирку почти никого не впускал, детьми (даже собственными племянниками) не интересовался совершенно и не имел абсолютно никакого опыта близкой заботы о другом живом существе. Забота адъютанта о командующем как бы не в счет. И это еще больше усиливает символические права Корделии на Джоула: она с ним не только детей намерена сделать, она еще и идею ему оплодотворила и внедрила в мозг... и, кстати, это очень хорошо подтверждается тем, что при мысленном переходе на тревожные для всякого холостяка подробности воспитания детей Оливер сразу утешает себя мыслью "Корделия в предмете разбирается, она поможет, покажет и найдет опытный персонал".
Итого, мы видим безусловную победу Корделии над своим покойным супругом в борьбе за ценности и цели Джоула и такое же безусловное доминирование Корделии над самим Джоулом. Потому, простите великодушно, я вижу не "роман с гомосексуальной линией", а роман, где гомосексуальность побеждается женским началом с разгромным счетом...
Но к Корделии невольно начинаю относиться иначе...
К тому же, "тройное супружество" Корделии, Эйрела и Джоула вызывает у меня дикий диссонанс. И дело не в бисексуальности Эйрела - это как раз абсолютная норма, это условия игры, о которых все читатели знали давно. Я не верю в это супружество, длившееся столько лет. В короткие интрижки того же Эйрела - верю, а в брак втроем - нет. Я понимаю. что прежние книги давали нам точку зрения Майлза, и, следовательно, личная жизнь его родителей вполне могла остаться неявной, быть где-то на периферии. Но не до такой же степени. Тот Майлз, за которым мы следили на протяжении всех томов, не мог такого не заметить.
Но это только мое личное мнение, не более того.
Если говорить о любовных романах - ОЧ в этом смысле очень силен, а ДжДж получился имхо в обратную сторону - в ОЧ про победу любви над вектором сексуальности, личными стереотипами, привычками, модусом обреченности, в конце концов. Для обоих персонажей романтической линии. А в ДжДж я вовсе не вижу гетеросексуальной линии, впрочем, как и гомосексуальной. Вообще не увидела ни сексуальности, ни романтики. Эйрел так и остался единственным связующим звеном для этих двоих - и не факт, что оно, это звено, им вообще нужно. Увы, не смотря на все уверения что одного, что другой - по ходу, там и Эйрел как таковой давно никому не был нужен сам по себе. Грустная вышла картинка.
Да и Корделию тут заоосило нещадно - вряд ли бы Корделия из предыдущих романов стала бы так беспардонно лезть в чужую жизнь, ломать представления, навязывать своё видение и свои яйцеклетки.
Это только моё личное мнение, ни на чём не настаиваю.
Однако, почему-то сама книга вызвала состояние неприятия на грани гадливости.
Нет, я не против того, что у Корделии сложились отношения с бывшим любовником её мужа, но тут вопрос подачи.
Как будто физиология, разум и чувства - это три параллельные прямые, которые просто не пересекаются.
Если отбросить сагу с сперматозоидами мужа, я не вижу в Корделии даже отблеска чувств к Эйрелу. Впрочем и к Джоулу тоже. Скорее какой-то инстинкт собственницы ("игрушка моего мужа - моя игрушка"), помноженный на "мы в ответе за тех кого приручили".
Я уж не говорю о том, что Корделия разводит детей с энтузиазмом старой кошатницы. При этом на случай своей смерти выбирает их с Эйрелом дочерям в воспитатели ни благополучно женатого Майлза, ни Марка, а левого мужика, который когда-то спал с её мужем. Своего рода изощренная месть только кому и за что? Барраяру? Эйрелу?
Честное слово, если бы Буджолд хотела затронуть тему тройственного любовного союза и отношений в нем, то надо было начинать не со смерти Эйрела, а периода хотя бы за пару лет ДО. Или не трогать совсем и написать роман про то, как после смерти Эйрела она встретила и полюбила, и родила детей от нового мужа. Тогда эта была бы история любви. А так получилось что-то другое. Ни уму, ни сердцу. Что-то написанное по лекалу любовного романа, но без любви.
Ваша Феня, Честное слово, если бы Буджолд хотела затронуть тему тройственного любовного союза и отношений в нем, то надо было начинать не со смерти Эйрела, а периода хотя бы за пару лет ДО. Или не трогать совсем и написать роман про то, как после смерти Эйрела она встретила и полюбила, и родила детей от нового мужа. Тогда эта была бы история любви. А так получилось что-то другое. Ни уму, ни сердцу. Что-то написанное по лекалу любовного романа, но без любви.
jetta-e, а прыгать из одной постели в другую - это, извините, не любовь. Это просто обладание.
мужчина не может любить мужчину
женщина не может любить женщину
белый человек не может любить черного и наоборот
один человек не может любить двоих
Для страха полиамории еще вроде не придумали отдельной фобии но узнаю ее в лицо. Одно дело, когда высказывание о книги идет в формате "я не увидел в описанных отношениях любви", другое "я не приемлю полеамории и не понимаю ее как явления" и совсем третье высказывания в духе: любовь - не выпивка, она бывает исключительно на двоих, иначе это никакая не любовь.. Вроде как мусульманские страны и Тибет с его культурой существуют достаточно долго, и странно утверждать, что любят только люди в европейской традиции романтических отношений.
У моногамных отношений есть серьезные эволюционные причины, которые обеспечивают лучшую выживаемость потомства и профилактику зппп, чтобы они закрепились гормональной поддержкой, но это не повод лишать эмоциональной составляющей прочие типы брачного поведения, как не повод по принципу наличия потомства, отказывать гомосексуальным парам в наличии привязанности.
Но проблема в том, что здесь в книге вообще мало видна любовь к Эйрелу. Буквально в первой главе сильное горе от потери - а потом его как водой смывает у обоих при перспективе обзавестись потомством.
Viorteya-tor, не стану с вами спорить
Да, согласна на все сто. И это выглядит искажением образа Корделии, какой мы ее знали до этого.
Да, согласна на все сто. И это выглядит искажением образа Корделии, какой мы ее знали до этого.
"
Перспектива обзавестись потомством - это то, чего Корделия хотела всегда. Так что... какое тут искажение?
Но почему наивно? Это же не традиционная роль скорбящей форессы, это роль деятельного политика, уникального в рамках империи (нет других женщин - имперских чиновников высокого ранга, она одна). Почему пост, сотворенный специально для нее, не мог быть подходящей ей ролью? Мечты молодой девушки о семье и шести детях в домике на берегу озера - это прекрасно, но как можно остаться при них же и через сорок пять лет? Это же застой, психологический регресс. Это именно "я буду одной и той же всю жизнь", либо "всю жизнь я играла не свою роль, наконец теперь я свободна самореализоваться". Первое умаляет личность самой Корделии, второе низводит до нуля их с Эйрелом брак и превращает Корделию в пусть добровольную, но жертву.
"Мечты молодой девушки о семье и шести детях в домике на берегу озера - это прекрасно, но как можно остаться при них же и через сорок пять лет?" - можно, если они не реализовались. Кроме того, при всей ее молодости в начале цикла, она нам предстает уже сформировавшейся зрелой личностью. Она - капитан бетанского экспедиционного корпуса, черт возьми! Тут мы сталкиваемся с "единством и борьбой противоположностей". Мы с самого начала знаем, что "шесть детей и дом на берегу озера" - это для нее слишком мелко. Кто знает, сколько ее будет занимать вся эта история с детьми. Но тихая жизнь едва ли ей светит. Но ей всегда было интересно пожить так. И она этого добилась.
Первое умаляет личность самой Корделии, второе низводит до нуля их с Эйрелом брак и превращает Корделию в пусть добровольную, но жертву. В первом случае мы сталкиваемся с той же проблемой, что была у Джоула. Умаляет ли его личность то, что он решил круто изменить свою карьеру? То что Корделия в конечном счете всегда плыла против течения и делает ее Корделией. Во втором случае, нужно признать, что это не низводит брак до нуля, но превращает Эйрела и Корделию в жертв Барраяра. Добровольных, но жертв. И то, что их брак все это пережил - дорогого стоит.
Действительно, диллема та же.
ИМХО, да, умаляет. Он был на своем месте, а ушел на то, которое соответствовало интересам его женщины, превратившись из одного из самых блестящих стратегов ВС в начинающего аспиранта заштатного провинциального университета. "То, что ты делаешь лучше всего - это то, к чему предназначил тебя Бог", как говорит Корделия. Но Джоул выбросил то, что в него столько лет вкладывал Эйрел, чему его учил Эйрел, ради Корделии. Значит ли это снова, что Эйрел Форкосиган делал окружающих своими невольными жертвами, втискивая их в типовые барраярские формы, от которых они с облегчением избавляются после его смерти? Это очень страшный вывод.
много думалаПоняла, что после этой книги, мне стало ясно, что выдающимися личностями делал окружающих людей именно Эйрел.
Корделия до Эйрела - не реализовавшаяся ни в карьере, ни в личной жизни бетанка, каких много. Ничего особенного. И все, что у нее в жизни было бы, это командование кораблем, замуж по расчету и парочка детишек.
Появился Эйрел и она начала думать, развиваться, двигаться: двигая и раздвигая горизонты других людей. Ставя цели выше биологических.
Не стало Эйрела, и она вернулась в свое нормальное состояние - зацикленности на себе.
Джоул - та же тема.
Вся книга - это победа эгоизма.
Именно это опечалило меня.
Что радует, Майлз унаследовал это умение двигать людей вверх, а не вниз, от отца. Хотя материнские задатки остались, что положительно сказалось на популяции Форкосиганов
Что касается того, что Эйрел двигал кого-то вверх... Спорное утверждение. Он и сам-то двигался по синусоиде.
Боюсь, это сильно не сочетается с мыслью самого Джоула на приеме: "Мало кому из офицеров на Имперской Службе посчастливилось получить из рук Эйрела больше уроков, чем мне, а теперь я сижу на выходе вашего П-В туннеля и охраняю его. И даже не думайте что-либо там предпринять!"
Возможно, Эйрел и создал на Барраяре мир, в котором маловероятна возможность мятежа против императора и гражданской войны - и боевые навыки Корделии больше не востребованы, - но он никак не создал такого мира, где невозможна война межзвездная, а Цетаганда больше не представляет собой опасность для Барраяра. По сути, такая война чуть было не случилась всего десять лет назад, и от нее спасло только чудо и Майлз.
Да, Барраярская империя выстоит, если что, и без Джоула, как выстояла без самого Форкосигана - но она при этом станет слабее на одного высококвалифицированного, талантливого и опытного офицера, защищающего ее рубежи и находящегося на пике своих способностей командира и стратега. Который в качестве начинающего аспиранта-биолога не будет ей и на четверть настолько же полезен.
Карьера? Не смешите меня. Уступила бы местосвоему лейтенантику, дома осела бы, детишек воспитывала.
Корделия герой поневоле. Она, если припомнить, и к Эйрелу прилетела вовсе не перевороты устраивать - а жить в глуши и пасторали, рожать детей.
Про судьбу и выбор Джоула солидарна с Джеттой.
Джоул - барраярец и, ИМХО, придет время он очень пожалеет о "своем" выборе. И не дай Бог случится война... и его не будет там, где он должен быть...
Интересно ещё её отношение к Майлзу в этой книге.
Пускай мои дочери, его сестры, в случае моей смерти будут воспитываться левым мужиком, бывшим любовником моего мужа, чем моим собственным сыном, потому что мой сын баррраерец. Джоул как бы тоже барраярец...
Тут я вижу именно страх, что харизма Майлза может выдернуть её уютненькое собственноручно созданное среднестатистическое бетанское семейство из болотца, в которое она их всех затащила. В этой книге Корделия мне часто напоминала психотерапевта, которая "лечила" её на Бете в "Осколках чести". Ей не важна правда других людей. Она им под кожу залазит и заставляет жить, как ей хочется. ведь ей, ах, так мало осталось, а надо ещё столько успеть в биологическом смысле этого слова. И тут реально начинаешь думать, что она - жертва. И, возможно, автор так это и видел.
Брррр. Такое разочарование постигло меня в этой книге.
Идея с заводом детей у Корделии изначально связана вовсе не с желанием осесть дома и стать свиноматкой. Думаю, это все от того, что она потеряла отца, и сама занимаясь опасной работой остро нуждалась в том, чтобы оставить на Бете кого-то, кто останется после нее если вдруг ее не станет. Прыжки в слепую - штука опасная. Потом это трансформировалось во что-то большее, но... Это нечто - именно то, что подходит ее образу меньше всего. Она слишком деятельная и энергичная.