"На крышах Форбарр-Султаны шафранный закат померк..."
Я уверена, что из всех форкосигановских романов "Джентльмен Джоул и Красная Королева" (далее, для компактности, ДжДж) ближе всего к классическому любовному роману. Гетеросексуальному, естественно.
Единственное его содержание составляет сближение мужчины и женщины, проходящее по всем банальным канонам: сначала мужчина только мечтает о ней, потом, к ее удивлению, признается в любви, после этого они становятся близки, сперва втайне, затем эту тайну узнают последовательно охрана, знакомые, родственники и вообще все вокруг, минует неизбежная стадия принятия этих отношений родней и, наконец, они двое полностью меняют свою жизнь, чтобы быть вместе и растить детей.
Это, пожалуй, первый роман Саги, где любовные отношения составляют единственный сюжет. В "Осколках чести" была еще эскобарская война, в "Комарре" заговорщики, в "Союзе капитана Форпатрила" поиски бабулиной лаборатории. Здесь же все остальные события являются обстоятельством/фоном, но не действием. В этом нет ничего такого криминального, и все же надо признать, что вся книга сосредоточена на том, как Джоул и Корделия находят друг друга. И процесс этот показан подробно, откровенно и пунктуально. Все остальное - постольку поскольку, включая сцены профессиональной деятельности. Единственный явно связанный с работой сложный конфликт проистекает опять же не из работы, а из построения их новой семьи.
И вот, на фоне этой безусловной торжествующей гетеросексуальности в романе всплывает тема совсем иных сексуальных отношений. Поданное читателю практически как аксиома уверенное знание о том, что Эйрел с Джоулом множество лет подряд были любовниками с санкции Корделии.
Бомба? Которая сделала "бумм!" или всего лишь "пш-ш"?
Поймите меня правильно, в книгах ЛМБ эта тема меня всегда радует, но здесь все же кажется довольно странно поданной. Особенно когда читатели начинают говорить "книга-то про голубых, фу-у" - тогда я внимательно перечитываю книгу в попытке сосчитать, сколько раз этот факт упомянут и как подробно. И... выходит почти никак. Очень мало чувственности, сопряженной с этой темой, упоминания поверхностные типа "были любовниками", ни одной мысленной "живой картинки" Эйрела крупным планом, даже самого невинного вида; тогда как сама Корделия в полотенце, а затем и без него, всплывает в мыслях Оливера Джоула уже во второй главе. И даже этих упоминаний всего полдюжины на книгу, они бы могли уместиться на одну страницу, если собрать их в кучку. То есть, если подвести итог: упомянуто, не рассказано, не показано.
Тогда - зачем упомянуто?
Напомним себе, что у нас классический любовный роман, значит, этот факт должен "играть на что-то" для двоих главных героев и их отношений. И вот тут я теряюсь в догадках. Показать, что брак Корделии был не так уж идеален? На бис исполнить ее мечту полностью завоевать сердце бисексуала? Привязать Джоула к Форкосиганам заранее крепко-накрепко? Дать Корделии моральную санкцию полюбить другого мужчину - уж если ее муж давным-давно сделал это?
Ах да, на этом факте основывается интрига с детьми Джоула и Эйрела. Но проблема в том, что эти дети... вовсе не двоих, а троих родителей сразу. Такие эмбрионы, как ни крути, делаются из генного материала троих человек (не забываем митохондриальную ДНК женщины). И Корделия активно хотела поучаствовать в их зачатии, "любые дети от Эйрела - только с моим участием, никак иначе"; в противном случае она бы отдала Оливеру генный материал без всяких условий, посоветовала бы ему взять безъядерную клетку из генного банка от анонимной донорши, и дело с концом. Это было бы логичней с точки зрения чистой медицины, это не ограничивало бы Джоула шестью рискованными попытками, но символически это бы исключало Корделию из процесса - а она своего мужа не отдает, даже в такой опосредованной форме. Или, как вариант, она не "не отдает Эйрела", а "не отпускает Джоула", вручая ему подарок с жестким ограничивающим условием и направляя его к своему персональному врачу для дополнительного контроля.
Кроме того, о чем я уже говорила ранее в отношении ДжДж, сама мечта Джоула о детях представляется мне внедренной в его мысли извне: до предложения Корделии он вел замкнутую жизнь интроверта, в свою квартирку почти никого не впускал, детьми (даже собственными племянниками) не интересовался совершенно и не имел абсолютно никакого опыта близкой заботы о другом живом существе. Забота адъютанта о командующем как бы не в счет. И это еще больше усиливает символические права Корделии на Джоула: она с ним не только детей намерена сделать, она еще и идею ему оплодотворила и внедрила в мозг... и, кстати, это очень хорошо подтверждается тем, что при мысленном переходе на тревожные для всякого холостяка подробности воспитания детей Оливер сразу утешает себя мыслью "Корделия в предмете разбирается, она поможет, покажет и найдет опытный персонал".
Итого, мы видим безусловную победу Корделии над своим покойным супругом в борьбе за ценности и цели Джоула и такое же безусловное доминирование Корделии над самим Джоулом. Потому, простите великодушно, я вижу не "роман с гомосексуальной линией", а роман, где гомосексуальность побеждается женским началом с разгромным счетом...
Единственное его содержание составляет сближение мужчины и женщины, проходящее по всем банальным канонам: сначала мужчина только мечтает о ней, потом, к ее удивлению, признается в любви, после этого они становятся близки, сперва втайне, затем эту тайну узнают последовательно охрана, знакомые, родственники и вообще все вокруг, минует неизбежная стадия принятия этих отношений родней и, наконец, они двое полностью меняют свою жизнь, чтобы быть вместе и растить детей.
Это, пожалуй, первый роман Саги, где любовные отношения составляют единственный сюжет. В "Осколках чести" была еще эскобарская война, в "Комарре" заговорщики, в "Союзе капитана Форпатрила" поиски бабулиной лаборатории. Здесь же все остальные события являются обстоятельством/фоном, но не действием. В этом нет ничего такого криминального, и все же надо признать, что вся книга сосредоточена на том, как Джоул и Корделия находят друг друга. И процесс этот показан подробно, откровенно и пунктуально. Все остальное - постольку поскольку, включая сцены профессиональной деятельности. Единственный явно связанный с работой сложный конфликт проистекает опять же не из работы, а из построения их новой семьи.
И вот, на фоне этой безусловной торжествующей гетеросексуальности в романе всплывает тема совсем иных сексуальных отношений. Поданное читателю практически как аксиома уверенное знание о том, что Эйрел с Джоулом множество лет подряд были любовниками с санкции Корделии.
Бомба? Которая сделала "бумм!" или всего лишь "пш-ш"?
Поймите меня правильно, в книгах ЛМБ эта тема меня всегда радует, но здесь все же кажется довольно странно поданной. Особенно когда читатели начинают говорить "книга-то про голубых, фу-у" - тогда я внимательно перечитываю книгу в попытке сосчитать, сколько раз этот факт упомянут и как подробно. И... выходит почти никак. Очень мало чувственности, сопряженной с этой темой, упоминания поверхностные типа "были любовниками", ни одной мысленной "живой картинки" Эйрела крупным планом, даже самого невинного вида; тогда как сама Корделия в полотенце, а затем и без него, всплывает в мыслях Оливера Джоула уже во второй главе. И даже этих упоминаний всего полдюжины на книгу, они бы могли уместиться на одну страницу, если собрать их в кучку. То есть, если подвести итог: упомянуто, не рассказано, не показано.
Тогда - зачем упомянуто?
Напомним себе, что у нас классический любовный роман, значит, этот факт должен "играть на что-то" для двоих главных героев и их отношений. И вот тут я теряюсь в догадках. Показать, что брак Корделии был не так уж идеален? На бис исполнить ее мечту полностью завоевать сердце бисексуала? Привязать Джоула к Форкосиганам заранее крепко-накрепко? Дать Корделии моральную санкцию полюбить другого мужчину - уж если ее муж давным-давно сделал это?
Ах да, на этом факте основывается интрига с детьми Джоула и Эйрела. Но проблема в том, что эти дети... вовсе не двоих, а троих родителей сразу. Такие эмбрионы, как ни крути, делаются из генного материала троих человек (не забываем митохондриальную ДНК женщины). И Корделия активно хотела поучаствовать в их зачатии, "любые дети от Эйрела - только с моим участием, никак иначе"; в противном случае она бы отдала Оливеру генный материал без всяких условий, посоветовала бы ему взять безъядерную клетку из генного банка от анонимной донорши, и дело с концом. Это было бы логичней с точки зрения чистой медицины, это не ограничивало бы Джоула шестью рискованными попытками, но символически это бы исключало Корделию из процесса - а она своего мужа не отдает, даже в такой опосредованной форме. Или, как вариант, она не "не отдает Эйрела", а "не отпускает Джоула", вручая ему подарок с жестким ограничивающим условием и направляя его к своему персональному врачу для дополнительного контроля.
Кроме того, о чем я уже говорила ранее в отношении ДжДж, сама мечта Джоула о детях представляется мне внедренной в его мысли извне: до предложения Корделии он вел замкнутую жизнь интроверта, в свою квартирку почти никого не впускал, детьми (даже собственными племянниками) не интересовался совершенно и не имел абсолютно никакого опыта близкой заботы о другом живом существе. Забота адъютанта о командующем как бы не в счет. И это еще больше усиливает символические права Корделии на Джоула: она с ним не только детей намерена сделать, она еще и идею ему оплодотворила и внедрила в мозг... и, кстати, это очень хорошо подтверждается тем, что при мысленном переходе на тревожные для всякого холостяка подробности воспитания детей Оливер сразу утешает себя мыслью "Корделия в предмете разбирается, она поможет, покажет и найдет опытный персонал".
Итого, мы видим безусловную победу Корделии над своим покойным супругом в борьбе за ценности и цели Джоула и такое же безусловное доминирование Корделии над самим Джоулом. Потому, простите великодушно, я вижу не "роман с гомосексуальной линией", а роман, где гомосексуальность побеждается женским началом с разгромным счетом...
Мне кажется, тут есть три тревожащих "камушка в ботинке", каждый сам по себе: Корделия, Джоул и, косвенно, Эйрел. Немыслимый консерватизм одной, странная для боевого офицера модель "Душечки" у второго и жестокая склонность к диктатуре с близкими людьми у третьего. Как они взаимосвязаны, нужно еще думать.
Но откуда у всех уверенность, что Джоул на новом поприще добьется успехов? Я не увидела как-то даже задатков. есть желание в кризис среднего возраста попробовать что-то новое, усердно подпитанное и взрощенное Корделией. Но... максимум ботаник-любитель... Так и вижу его с сачком, в очках, ловящим бобочек по полям Зергияра, пока Цетаганда бомбит столицу
Ну это была доля шутки, так сказать.
У меня ещё почему-то есть неприятное ощущение, что Корделия делает из Джоула подобие своего потерянного лейтенантика: постоянно вспоминает того, сравнивает, к могилке водит, даже профессию Джоулу подобрала...
Что касается кандидатуры Майлза, как опекуна девочек, у него четверо детей и полная семья. Вполне вменяемая жена, которая заменила бы девочкам мать лучше Джоула. Это факт. А вот вменяемость в этом вопросе Корделии...
Но что именно позволяет нам судить, что Джоул тоже из таких? То, что он все же ушел в отставку в 50? Именно это как раз и кажется странным. А больше ни одного признака того, что он занимался до пятидесяти не своим делом, что военная стратегия - не то, что ему нужно, даже ретроспективно не упомянуто. Разве что у него патологически внушаемая личность... был его центром мира Эйрел - и Джоул, как начальство, искренне любил космофлот, стратегию и плавать на яхте по озеру, а перешел в руки Корделии - моментально вслед за ней полюбил мирную жизнь ученого и растить детишек, только не отказался от яхты, потому что Корделии она по душе.