"На крышах Форбарр-Султаны шафранный закат померк..."
Итак. Здесь в комментах те, кто уже имел удовольствие прочесть "Джентльмен Джоул и Красная Королева" на языке оригинала, или кто пока только в процессе чтения, могут его пообсуждать.
Спойлеры будут неизбежно. Всех остальных прошу читать комменты к этой записи на свой страх и риск.
Спойлеры будут неизбежно. Всех остальных прошу читать комменты к этой записи на свой страх и риск.
читаю дальше. Джоул не кажется марионеткой в руках Корделии. даже на ее спекуляции детьми.
тут что-то еще, пока не поняла.
Меня это ужасно бесит, признаться
Как любой рояль в кустах, который вдруг радостно вытащили на всеобщее обозрение.
Но Джоул-то нет! Он принимает самое важное решение в своей жизни мгновенно и практически на лету, под её убеждением. Готовенькой, не переваренной идеей.
но я не вижу, чтобы Джоул вырос. Ему нужны дети потому, что эту мысль заронила в него Корделия, а не потому, что он сам тоскует о продолжении рода, браке и доме. Он живёт в стерильной квартирке, не ведёт хозяйства, не держит кошки или цветка на окне, отказывается от денщика, не интересуется своими племянниками, реальные дети для него - это двадцатилетние офицеры. ) .
Хорошо, давайте разбирать. У нас есть герой в начале книге, герой в течение сюжета, и герой, каким он стал в конце. И это разные герои.
В начале:
Оливер Джоул действительно живёт в стерильной квартирке, не ведёт хозяйства, не держит кошки или цветка на окне, отказывается от денщика и так далее. Есть даже пара сцен, где он смотрит на свою стерильную квартиру и оценивает свою повседневность. И знаете, какое у меня создалось впечатление? Что увиденное ему не очень понравилось. Не только потому, что в этой квартире и в этой жизни нет места для будущего ребенка. А в принципе. Что -то в духе: "Мне исполняется пятьдесят лет, и я вполне могу прожить еще пятьдесят. Что я собираюсь делать все эти годы? Продолжать в том же духе?".
Его интересуют дети потому, что они интересны ей, младенцы для него вообще терра инкогнита, он их даже мысленно не представляет ("сын лет в семь, когда с ним можно будет что-то делать вместе") .
Хорошо, согласна. Тем не менее, получив возможность, он сразу решает не просто заморозить генетический материал, но создать эмибрионы. Внезапно. Почему-то.
Он сомневается насчет предложения карьеры не потому, что через десять лет будет слишком стар и устал для детей - Корделия старше его на 25 лет, и ничего - а потому что она сама не последует за ним и не дождется его "в консервации"тут
Корделия, безусловно, весомый фактор. Тем не менее, когда он в первый раз получает предложение о повышении, то размышляет о нем примерно в таком ключе: "Через десять лет, когда операционный отдел выплюнет то, что от него останется...". Как-то это не очень похоже на удовлетворенность будущей карьерой и открывающимися перспективами.
Идем дальше. Каким Джоул показан по мере развития сюжета?
По идее, это адмирал, лидер, и вообще классическое воплощение архетипа Правителя. При этом в ролях лидерских его рисуют довольно схематично. Когда возникает проблема с бетоном, он передает ее на рассмотрение Корделии. В сцене спасения спаливших флайер подростков, он также отступает на задний фон, так как это "область ответственности" вице-королевы. То же самое, во время нападения на цетагандийского атташе и определения меры наказания провинившимся. То есть, я, читая текст, вполне верю, что перед нами опытный организатор, компетентный и инициативный лидер. Но автор об этом скорее рассказывает, а не показывает. Думаю, не случайно.
В каких же случаях Джоул проявляет недюжинную инициативу, напор, стремительность? Когда сам отправляет в институт, чтобы узнать побольше о биологии Зергияра и принимается за изучение добытого материала. Когда приглашает Корделию на озеро Серена и начинает строить с ней отношения. Во время сцен "пикировок" и "перетягивания каната" с Майлзом. И, наконец, во время кульминационной сцены на пикнике. Общий ряд решений выстраивается в довольно-таки четкую схему, из которой читатель может сделать вывод, что именно для этого героя по-настоящему важно. Сам он во время этой сцены выводы для себя определенно делает
Концовка. Джоул после принятия решения. Все та же квартирка, все та же работа и подчиненные все те же. Но в жизни этого героя есть место и для продолжения рода, и для дома, и для любимой женщины (да и для любимого мужчины, быть может, еще найдется). Почему-то. Вдруг. Внезапно. Я не знаю, можно ли это назвать "ростом". Но это определенно "изменение".
Кстати, его любят подчиненные - но я не вижу у него тут друзей. Все его романы "пассивны" - выбирает он, а не его. Нет, я вижу только продолжение его давней линии "я изменюсь так, как захотят Форкосиганы", но не рост и не личностный поворот.
А вообще - грустно. Сражение за Джоула Эйрел проиграл посмертно. Раньше он через силу отсылал его прочь ради службы, карьеры и роста, отнимая то немногое время, что они могли провести вместе и одной семьёй, а затем Корделия поставила на всем этом крест ради детишек. Хотя, может, Эйрел прописывал своему ученику большую пассионарность, чем у того была на самом деле... Это ещё грустнее, потому что он должен был по канону прекрасно разбираться в людях.
то есть его изменения это "как мне стать таким человеком, с которым ей будет хорошо", раз она вдруг выразила какое-то желание после трех лет горя
... и именно к этим изменением он ломится с максимальной энергией и настойчивостью, похожими на целеустремленность той же Корделии - даже когда сам того не осознает. При том что в повседневных своих обязанностях ровен, спокоен и чтит субординацию.
Нет, я вижу только продолжение его давней линии "я изменюсь так, как захотят Форкосиганы", но не рост и не личностный поворот.
В ответ на этот аргумент захотелось процитировать свой предыдущий пост - значит, пора "согласиться, что мы не согласны". Оливера Джоула мы явно видим по-разному. Но спорить было приятно.
пригласить-то он пригласил, но я не увидела в таком романтическом "мероприятии" взрыв страсти.
так, приятная прогулка супругов, проживших много лет рядом, внесла разнообразие в выходные дни.
пока впечатление о Джоуле: симпатичный мужчина, одинокий, служака; дисциплинирован, неприхотлив, исполнителен; не карьерист, его устраивает сложившаяся ситуация.
тайно вынашиваемые планы Корделии взбаламутили его устоявшуюся жизнь.
а привычка подчиняться сыграет с Джоулом то, что... я еще не прочитала.
Вы же уже на той сцене в кафе, где Корделия предлагает Джоулу яйцеклетки, догадались, что он их возьмёт, и заведёт детей, более того, будет воспитывать их совместно с Корделией? Потому что я да.
Я приветствую желание автора осваивать новый стиль, но её старый стиль сыграл с ней злую шутку. Я всё время ждала: о, вот щас. Когда Корделия нервно прижимала к себе чемоданчик с яйцеклетками, я думала, что он пропадёт, кто-то его украдёт и т. п. Когда они с флаера увидели пожар, я предположила, что вот сейчас начнётся — какое-то преступление или выживание в пустыне... Когда муссировалась тема про бетон, я тоже ждала, что за бетоном окажется замаскирована крупнейшая преступнейшая организация, а бетон отравлен, например. Вулканы также нависали всю дорогу невыстрелившим ружьём. Потому что это же вселенная Барраяра, здесь прекрасно, здесь опасно и пока ещё не ясно...
...И ничего! только то, что я угадала с первых страниц. Ну как так?
Вы же уже на той сцене в кафе, где Корделия предлагает Джоулу яйцеклетки, догадались, что он их возьмёт, и заведёт детей, более того, будет воспитывать их совместно с Корделией? Потому что я да.
Я приветствую желание автора осваивать новый стиль, но её старый стиль сыграл с ней злую шутку. Я всё время ждала: о, вот щас. Когда Корделия нервно прижимала к себе чемоданчик с яйцеклетками, я думала, что он пропадёт, кто-то его украдёт и т. п. Когда они с флаера увидели пожар, я предположила, что вот сейчас начнётся — какое-то преступление или выживание в пустыне... Когда муссировалась тема про бетон, я тоже ждала, что за бетоном окажется замаскирована крупнейшая преступнейшая организация, а бетон отравлен, например. Вулканы также нависали всю дорогу невыстрелившим ружьём. Потому что это же вселенная Барраяра, здесь прекрасно, здесь опасно и пока ещё не ясно...
...И ничего! только то, что я угадала с первых страниц. Ну как так?
Экскурсия будет/была, но я как читатель ждала от неё другого.
А насчёт ботаника - у меня есть такое подозрение. То есть да, лучше, чтобы мужчина был бывшим военным, а не растяпистым штатским, но в прочем это имхо именно исполнение мечты давностью в 43 года.
ппкс.
читать дальше
Джоул по жизни был всегда ведомым, мне так кажется.
и признавал давление авторитета старших над собой.
вот была бы Корделия младше него, согласился ли он на "детскую авантюру"?
М-да... в общем как-то... Меня не оставляет стойкое ощущение, что она исписалась по Саге. И как бы хочется сказать: горшочек, не вари.
Вот только упоминание о планах цетов выморить Барраяр осталось висеть, и я его не понял. И то, что оно планировалось на конец "Союза Форпатрила", ничуть не облегчает понимание. Типа ауты настолько гуманней гемов, гемы, способные на такое, опасны для аутов - или как?
У Джоула был более-менее понятный прогноз на жизнь. Он шёл по плану и на альтернативы особо не смотрел. А предложение Корделии ему открыло варианты, которых он раньше просто не видел. Увидел - проникся. Так бывает, во всяком случае у меня было ☺
Про идею Корделии о переносе столицы - ну вот это она считает своим дембельским аккордом. И кажется, в отставку она уходит не через плановый год, а по завершению того переноса.
То есть ничего за пределами разумного.
И никаких планов либо сожалений на счет родительства у него до предложения Корделии не было - хотя вот они, репроцентры, кто мешает здоровому взрослому человеку воспользоваться донорскими клетками, если он хочет продолжить себя в потомстве, или хотя бы мысленно построить подобный план? Но он и своего материала на хранение никогда не сдавал, это тоже симптом. Все, что мы видим в плане его мотивации - "согласись на предложение Форкосиганов, это согласие всегда щедро вознаграждается". Для меня неубедительно.
Естественно в Саге присутствуют все остальные атрибуты талерантности - зашкаливающий феминизм, гендерная неопределённость со сменой пола, отказ от животной пищи (всё мясо строго синтезированное) и многое подобное...
Особый интерес вызывает то, что Барраяр это явно Россия. На это указывают и имнена\фамилии, и упоминание о том что русские - второе по численности нац.меньшинство, и то что русский-бараярский - второй язык после английского-общегалактического, и период Изоляции явно ассоциирующийся с Железным Занавесом. Интересно читать как, с точки зрения западной писательницы, цивилизованная Бета\Америка будет приводить отсталый Барраяр\Россию к общегалактическим ценностям, заключающимся в педерастии, феминизме, гендерной неопределённости и ювенальной юстиции...
PS. И да, главный герой, конечно-же - инвалид!
PPS. Вот только все-женщины, как одна, красавицы. А это уже попахивает сексизмом! Не порядок!!! Вот если-бы Майлз женился на такой-же физически неполноценной - карлице с кривыми ногами, хрупкими костями, горбом и огромной головой, да ещё желательно негритянке... Вот тогда было бы кошерно! А так недоработка...
В "Союзе", говоря о "мальчике-натурале" подразумевают, что его гены не подчищены, и вообще он весь такой натуральный и даже не из репликатора. И да, Сага - это гимн толерантности. Она всегда такой была, за что мы все ее и любим. Барраяр - это Европа и да, конечно, там большая доля русских. Спасибо, что открыли Америку. Однако, "Период Изоляции" - это совершенно не железный занавес. И вообще, если уж так обще - Барраяр - это Земля, которая за сто лет с лошадей пересела в космические корабли. Здесь даже сильнее все усилено, ускорено. И тут еще аналогии, просто огромные и очевидные, с Японией и ее "Периодом Изоляции". Вся система форов - весь этот странный пережиток - вообще попахивает старой-доброй Англией. Барраяр - не Россия уже хотя бы потому, что никаким социализмом там даже и не пахнет. Вот где пахнет - так это на Бете, которая совершенно социалистическая. Бета - далеко не США. Может быть и есть что-то от Калифорнии, но еще, в огромной степени, это отсылки к древнегреческому полису.
Я совершенно не понимаю, в чем смысл вашего комментария. Вы походи на человека, который вдруг узнал о теории эволюции и приперся в группу "Антропогенез.ру" с комментарием: "Вы представляете, некоторые ученые считают, что человек произошел от обезьяны! Совсем отолерастелись!"
И, между прочим, Майлз - красавчик. Удивительно, но у Буджолжд даже внешне далеко не совершенные персонажи выглядят красивыми если они хорошие люди. А вот даже весьма симпатичные красавчики и красавицы выглядят уродливо если они отвратительны. Все женщины как одна красавицы?! А что именно вы подразумеваете под красотой? Синяя кожа - это красиво? А руки вместо ног? Корделия никогда не была красавицей - и об этом автор повторяет довольно часто.
Tej смотрит на спящего Айвена
She had to admit, it was a good view, genetically speaking. For a wild-caught.
Я читаю без перевода, так что могу вас заверить "моно-сексуальность" как прискорбную черту характера поминают только бетанцы. Как Белл, так и Корделия.
Натуральность в т.ч. Айвена видела в переводе как "дикие гены", что с моей точки более логично отражает ситуацию. Возможно разные переводчики по-разному этот момент перевели на русский.